Крещение Господне
Russian
Креще́ние Госпо́дне — один из двенадцати двунадесятых христианских праздников, который в православной церкви празднуется 19 января. Является непереходящим праздником, то есть имеет фиксированную дату, которая ежегодно не меняется. Установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан.
Входит в число важнейших праздников в истории христианства. Накануне Крещения Господня заканчиваются Рождественские Святки — одиннадцать праздничных дней после Рождества Христова. Согласно евангельскому преданию, в этот день Иисус Христос погрузился в воды реки Иордан, где на него снизошёл Святой Дух в образе голубя. Праздник Крещения предваряется однодневным постом, который носит название Крещенского сочельника.
История
Крещение Господне описано апостолами Лукой, Марком и Матфеем. Согласно Евангелию, после долгих странствий по пустыне пророк Иоанн Предтеча, который предрёк пришествие Иисуса Христа, отправился в Вифлеем, к реке Иордан, воды которой считались священными и позволяли иудеям совершать традиционные религиозные обряды омовения. Предтеча стал рассказывать людям о покаянии перед ожидающимся пришествием Мессии, призывая принять обряд крещения для оставления грехов, и начал крестить их в водах Иордана. Иоанн ввёл традицию крещения в Иудее.
Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, он пришёл на реку Иордан и обратился к Иоанну с просьбой крестить его.
В Евангелии сказано, что пророк увидел Мессию на берегу Иордана и поклонился Ему. Когда Иисус Христос попросил Иоанна Предтечу о крещении, он сначала отказался, заявив, что не может крестить Истинного Бога. Он сказал: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?". Но Иисус настоял, хотя не нуждался в крещении, так как был безгрешен. Он пояснил, что пришёл не для того, чтобы нарушать Закон, а чтобы исполнить его, так как "надлежит нам исполнить всякую правду".
Считается, что тогда произошло первое явление людям Святой Троицы: Бог Отец — голос, который прозвучал с небес, Бог сын — Иисус Христос, принявший крещение от Иоанна Предтечи, и Святой Дух, который снизошёл в виде голубя во время крещения Христа.
При этом раздались слова Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф. 3:17), которые указали на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа.
Описание праздника
Крещение Господне — один из двунадесятых праздников: входит в число 12 важнейших церковных дат, связанных с главными событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Относится к непереходящим праздникам, имеет фиксированную дату, которая ежегодно не меняется.
Согласно Евангелию, в этот день отмечается крещение Иисуса Христа, которое он принял в реке Иордан. Традиция праздника Крещения предполагает также четыре дня предпразднества и восемь дней попразднества — так называют даты перед большим праздником и после него.
Смысл названия
У праздника есть два широко распространённых названия: Крещение Господне и Богоявление (Теофания).
Праздник Крещения Господня связан с описанным в Евангелии фрагментом земной жизни Иисуса Христа — крещением, которое он принял в возрасте 30 лет от пророка Иоанна Предтечи (Иоанн Креститель) на реке Иордан. В честь этого события праздник получил такое название.
Второе название напоминает о чуде, которое случилось во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошёл Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном.
До середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не разделяли и отмечали в один день — 6 января (19 января по новому стилю). Это был праздник Богоявления, который отражал все рождественские и крещенские события, включая поклонение волхвов новорожденному Мессии. Рождество и Крещение стали праздновать в разные дни начиная с 451 года, когда на Халкидонском соборе было решено их разделить.
Традиции празднования
В преддверии Крещения Господня 18 января празднуется Крещенский сочельник или канун Богоявления. Это день строгого поста, когда в пищу нельзя употреблять даже рыбу. Принято вкушать особое постное блюдо, которое называется "сочиво" или "кутья". Оно представляет собой кашу из пшеницы или риса с добавлением сухофруктов. И в Крещенский сочельник, и на Крещенье в храмах служат литургию Василия Великого.
Одним из центральных событий праздника Крещения Господня является освящение воды. Воду хранят в течение года; при соблюдении условий хранения она не теряет свежести долгое время. Если вода в сосуде заканчивается, её можно доливать обычной водой — она освящается от крещенской воды и вся становится освящённой.
В дни празднования Крещения по всей России проводятся традиционные крещенские купания в прорубях, называемых иорданями. Однако купание в иорданях не является обязательным действием для верующих. Главное в этот день — посещение церковной службы, исповедь, причастие и получение крещенской воды.
Освящение воды
Начиная с XI-XII веков обряд освящения воды в соответствии с Иерусалимским уставом осуществляется дважды: накануне праздника в Крещенский сочельник — 18 января, и в сам праздник Крещения — 19 января. Освящение воды совершают сразу после Божественной литургии. Вода, освящённая в эти дни, равнозначна одна другой и ничем не отличается.
Крещенская вода, по-гречески "агиасма", считается святыней, способной исцелять душу и тело. Она может использоваться для окропления жилых помещений и предметов, а также для приёма внутрь во время болезней и помазывания больных участков тела. Хранить святую воду желательно рядом с иконами; она требует к себе благоговейного отношения.
Упоминания о святой воде встречаются ещё в IV веке в сочинении "Против ересей" святителя Епифания Кипрского. Однако ни он, ни другие святые не говорили о проведении священниками каких-либо особых ритуалов над водой. Люди брали воду из любого водоёма.
Крещение воды проводилось только в Иерусалимской церкви до V века, когда было принято отправляться к реке Иордан, недалеко от места Крещения Иисуса. Впоследствии водоосвящение начали проводить и в других местах, где существовали водоёмы.
Согласно преданиям, в те периоды, когда Церковь подвергалась гонениям и невозможно было освятить воду в храмах, верующие набирали её в обычных водоёмах или из-под крана накануне Крещения.
Обычай читать молитву над водой был установлен Антиохийским патриархом Петром Кнафе в последней трети V века. До этого вода освящалась только один раз — ночью перед Крещением. Однако начиная с X века освещение воды перенесли на вечер перед Крещенским сочельником. Традиция второго освящения воды пришла из Иерусалимской церкви, где этот обряд начали осуществлять также в V веке. Это связано с обычаем верующих выходить на берег Иордана в день Богоявления и освящать воды реки в память о крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей.
По христианской традиции святую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утренней молитвы. "Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели".
Купание в проруби
Другой традицией праздника верующие считали "хождение на Иордань", где основным ритуалом было купание в проруби — священном месте на водоёме. Целью этого обряда было символическое очищение от грехов, которое осуществлялось после крестного хода, получения святой воды и молебна. Этот обычай стал традицией и пользовался популярностью среди верующих. Тем не менее купания в проруби не были прописаны в церковном уставе. Купания традиционно проходят в ночь с 18 на 19 января или в дневное время в эти дни.
С религиозной точки зрения простое купание в освящённой воде не может полностью очистить человека от его грехов. По словам главы учебного комитета Русской православной церкви протоиерея Максима Козлова, искупление грехов возможно только через покаяние, а обряд окунания в прорубь может символизировать подтверждение веры и выражение причастности празднику.
На Руси перед Крещением занимались приготовлением специальных прорубей, именуемых иорданями. Часто такие проруби имели форму креста, или деревянный крест устанавливали у проруби. Сразу после литургии прихожане шли крестным ходом к проруби, сопровождаемые священником, который освящал водоём троекратным погружением креста и молитвой. Затем верующие могли набрать любое необходимое им количество воды.
Место крещения Иисуса Христа
Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. О том, где его крестили, до сих пор идут споры. В Евангелии место крещения Христа упоминается только один раз: "Это происходило в Вифаваре при Иордане" (Ин. 1:28). Название Вифавара (Бейт-Абара) с арамейского языка, на котором говорили Христос и Иоанн Креститель, переводится как "переправа пророков".
Археолог Рустом Мджян считает, что Иоанн выбрал именно это место для крещения Спасителя не случайно, потому что неподалёку от Иордана располагался холм, на котором, по преданию, Илия Пророк был вознесён на небо. И рядом с ним находилась пещера, где жил Иоанн Предтеча, и местные жители даже думали, что Илия вернулся к ним. По мнению исследователя, Иоанн проводил свои проповеди, следуя примеру Илии, на восточном берегу Иордана. К тому времени это была безопасная местность, так как здесь не было римлян.
В ранних греческих рукописях Нового Завета местом крещения Иисуса называется Вифания Заиорданская (Βηθανία πέραν τοῦ ᾿Ιορδάνου). Считается, что наименование "Вифавара" (евр. בית עברה, то есть "место брода") впервые предложил Ориген.
За всю историю река Иордан многократно меняла своё русло, поэтому сейчас очень сложно понять, где именно оно пролегало во времена земной жизни Иисуса Христа.
В Евангелии от Матфея написано: "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской" (Мф 3:1); от Луки: "…был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской" (Лк 3:2-3); от Марка: "Явился Иоанн, крестя в пустыне" (Мк 1:4).
Иконография праздника
Один из самых старинных образов Крещения сохранился в римских раннехристианских катакомбах. В этих и других памятниках IV—V веков (например, в мозаике арианского баптистерия в Равенне) Христос, крещаемый Иоанном Предтечей, изображался юным безбородым юношей. Однако впоследствии, согласно церковному преданию, распространилось изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Образы Богоявления содержат элементы, заимствованные не из Евангелия. Так, в сцены Крещения художники добавляли персонификации реки Иордан в виде седого старца и моря в виде уплывающей женщины. Эти изображения основывались на фразе из псалма: "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…" (Пс. 113, 3). Кроме того, в Евангелии не упоминается присутствие ангелов при Крещении Господа, хотя со временем, начиная с VI—VII веков, их фигуры всегда изображаются стоящими на противоположном берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции. Наиболее часто изображались три ангела, склоняющихся к Христу и держащие на руках покровы. Над стоящим в воде Спасителем с древних времён изображался фрагмент неба, откуда с небес спускается голубь — символ Святого Духа, и лучи "троичного света". Таким способом акцентируется момент явления Божества, теофании.