Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Russian
"Иро́ния судьбы́, и́ли С лёгким па́ром!" — советский телевизионный двухсерийный фильм 1975 года, снятый режиссёром Эльдаром Рязановым. Премьера в СССР состоялась 1 января 1976 года по "Первой программе ЦТ".
История создания
Фильм является экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова "С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…". Пьеса была написана в 1969 году и к моменту создания фильма уже была поставлена в нескольких театрах Советского Союза. Позднее её ставили на сцене 110 театров страны, а также за границей.
Рязанов рассказывал, что сюжет пьесы, как и фильма, основан на реальных событиях. Действительно был человек, который 31 декабря пошёл в баню, а наутро оказался в другом городе. Чем закончилась его история, Рязанов и Брагинский не знали — сочинили сами.
Осенью 1975 года, перед самой премьерой в СССР, в рамках программы Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов "Иронию судьбы" впервые увидели жители Грузии. На мероприятии, прошедшем в Тбилиси, картина заняла первое место.
Сюжет
Ключевым в сюжете является унылое однообразие общественной архитектуры брежневской эпохи. Эта обстановка объясняется в юмористическом анимационном прологе, в котором архитекторы подчиняются политикам и бюрократии (режиссёр и аниматор Виталий Песков). В результате одинаковые, однообразные, но при этом функциональные многоэтажные жилые дома появились в каждом городе, посёлке и пригороде по всему Советскому Союзу.
Следуя своей ежегодной традиции, группа друзей встречается в одной из общественных бань Москвы, чтобы отпраздновать Новый год. Все они сильно напиваются, отмечая предстоящую помолвку главного героя Жени Лукашина с Галей (он в новогоднюю ночь решил сделать ей предложение руки и сердца). После бани одному из друзей, Павлику, нужно успеть на рейс в Ленинград, где его ждёт жена. Вся группа собирается проводить его в аэропорт.
Когда друзья оказываются в аэропорту, Женя и Павлик уже спят. А Саша с Мишей не могут вспомнить, кто именно должен лететь. Вместо Павлика они по ошибке сажают в самолёт Женю.
Женя весь полёт спит на плече своего раздражённого соседа, который в итоге помогает ему выйти из самолёта в Ленинграде. Молодой человек просыпается в ленинградском аэропорту, полагая, что он в Москве. Он ловит такси и называет водителю свой адрес.
Оказывается, в Ленинграде есть идентичный адрес в доме, по конструкции идентичному дому Жени в Москве. Москвич поднимается на лифте в "свою" квартиру, и, что удивительно, ключ подходит к двери (как упоминается в прологе: "…строительство стандартных квартир со стандартными замками"). Внутри жилища даже мебель почти такая же, как в Жениной квартире, но молодой человек слишком пьян, чтобы заметить какие-то различия.
Тем временем хозяйка квартиры Надя Шевелёва возвращается домой. Она готовится встретить Новый год со своим кавалером, Ипполитом. И вдруг обнаруживает своей кровати спящего незнакомца. Она пытается выставить незваного гостя за порог, но тот возмущён и не может понять, что в "его" квартире делает посторонняя женщина и почему она там командует. Показав друг другу паспорта с прописками, герои фильма, наконец, смогли прояснить ситуацию. Женя в отчаянии: в Москве его ждёт Галя. А Ипполит, придя к Наде, отказывается верить объяснениям Жени и Нади. Молодой человек собирается уехать в Москву, но понимает, что с собой у него нет денег. Он вынужден вернуться в квартиру Нади. Ипполит закатывает сцену ревности и уходит. Надя хочет поскорее избавиться от Евгения, но до следующего утра рейсов до Москвы нет. Женя неоднократно пытается позвонить в Москву и объяснить Гале, что произошло. В конце концов он связывается с девушкой, но она, услышав про Ленинград, бросает трубку. Надя идёт на Московский вокзал и покупает своему новому знакомому билет на поезд до Москвы, но он рвёт его и отказывается уезжать.
Женя и Надя вынужденно проводят новогоднюю ночь вместе. Поначалу они относятся друг к другу враждебно, но постепенно их отношение смягчается, и они начинают влюбляться друг в друга. Утром они чувствуют, что все, что с ними произошло, было заблуждением, и принимают трудное решение — расстаться. Молодой человек возвращается в Москву. Уставший после дороги и бессонной ночи, он засыпает. Проснувшись думает, что Надя ему приснилась, но она сидит рядом с ним. Она решила приехать к нему в Москву и ей не составило труда найти любимого, ведь их адреса совпадают, а ключ подходит к замку.
Новеллизация
Существует новеллизация (драма с развёрнутыми ремарками) "Иронии судьбы", которая опубликована в составе различных сборников из новеллизаций фильмов Эльдара Рязанова.
Песни и стихи
В сценарий фильма было вписано 9 стихотворений. 8 из них должны были стать песнями. Эльдар Рязанов посчитал, что один композитор не осилит сразу 8 разных композиций. Тогда он обратился сразу к четырём авторам: Яну Френкелю, Исааку Шварцу, Андрею Петрову и Микаэлу Таривердиеву. По его задумке, каждый из них должен был написать по две песни. Изначально все согласились, но позже трое отказались по разным причинам: кому-то предложили поездку за границу, кто-то не успевал из-за загруженности. Остался только Микаэл Таривердиев.
Прочитав сценарий, композитор Микаэл Леонович был озадачен его жанровым разнообразием. В итоге он определил для себя картинку, как рождественскую сказку.[8] Композитор положил музыку на стихи Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной и других известных поэтов.
Вся музыка к фильму написана Микаэлом Таривердиевым. Его жена Вера вспоминала:
"Однажды Таривердиев проходил мимо столовой, в которой среди других людей сидел Рязанов и напевал "На Тихорецкую состав отправится...". Эту песню он хотел взять в свой новый фильм и сожалел, что она народная. Хотя на самом деле песня была написана для оперы моего мужа. А исполнял её Владимир Высоцкий, поэтому Рязанов её слышал, но не знал автора".
Мужской вокал в фильме преимущественно исполняет Сергей Никитин ("Со мною вот что происходит", "Я спросил у ясеня", "Никого не будет в доме" и "Если у вас нету тёти"), женский — Алла Пугачёва ("По улице моей", "На Тихорецкую", "Мне нравится", "У зеркала"). "Балладу о прокуренном вагоне" на стихи Александра Кочеткова в самом конце фильма читают Андрей Мягков и Валентина Талызина. Изначально исполнить песни для фильма готовилась Анна Герман, но запись не состоялась — средства на приглашение зарубежной певицы не были включены в смету.
Саундтрек к фильму был частично выпущен на пластинке Таривердиева в 1976 году фирмой "Мелодия". Полный саундтрек был представлен на CD в 2009 году фирмой "Бомба-Мьюзик". В 2016 году саундтрек был издан на виниле в Великобритании на лейбле "Earth", в 2019 году — на цветном виниле "Бомбой-Мьюзик".
Съёмки
Главным оператор фильма, Владимир Нахабцев, решил использовать новаторскую для того времени трёхкамерную систему. Одновременно работали три камеры, которые записывали сцены с трёх разных ракурсов. Это сильно упрощало работу, но в то же время затягивало процесс съёмок.
Съёмочный процесс начался в марте, а завершился в середине лета. Поэтому в картине использовался искусственный снег. Но поскольку в то время снежные пушки и другие агрегаты ещё не были придуманы, снег изготавливали вручную из ваты, бумаги и пенопласта. А чтобы был эффект ветра, использовали фен.
Почти все съёмки проходили в Москве и только несколько сцен сняли в Ленинграде. Обе квартиры, задействованные в фильме, расположены на проспекте Вернадского: в домах 125 (там была квартира Лукашина) и 113 (квартира Нади). Для банной сцены в "Мосфильме" был построен специальный павильон.
А настоящая Третья улица Строителей находилась в том же районе Москвы, что и проспект Вернадского. Правда, уже в 1963 году она была переименована на улицу Марии Ульяновой.
В 2003 году на стене дома, где якобы жил Женя Лукашин, установили памятную табличку. В её открытии принимал участие Эльдар Рязанов[17]. Но в первую же ночь алюминиевую пластину украли. В 2007 году таблички были установлены сразу на оба дома по проспекту Вернадского — и на 125-й, и на 113-й, — но и те продержались на своих местах недолго.
Кинопробы
На главную мужскую роль — Жени Лукашина — претендовал популярный актёр Андрей Миронов. Но Рязанов отклонил его кандидатуру. Он искал на эту роль не ловеласа, а мужчину, внешность и поведение которого не привлекало бы женское внимание. Миронову предлагали сыграть Ипполита, но от этой роли он отказался. На роль Жени Лукашина также пробовались Олег Даль, Пётр Вельяминов, Станислав Любшин и Иннокентий Смоктуновский. Андрей Мягков стал Лукашиным совершенно случайно. Режиссёр был настроен к нему критически, но тот в пробах оказался самым убедительным.
Сложности возникли и с выбором актрисы на главную женскую роль. Рязанов "не увидел Надю" ни в Людмиле Гурченко, ни в Валентине Талызиной, ни в Светлане Немоляевой, ни в Антонине Шурановой и ни в одной из многочисленных советских звёзд. Изначально он хотел, чтобы героиню сыграла Алиса Фрейндлих: она прекрасно справлялась с комедийными ролями и, что было важно для этой картины, хорошо поёт. Но худсовет её не утвердил. О польской актрисе Барбаре Брыльски, как кандидате на главную женскую роль, Рязанов задумался после общения с другим режиссёром. Рязанов пригласил в фильм заграничную актрису, но из-за сильного акцента, её переозвучивала Валентина Талызина. Также Талызина сыграла в фильме Валю, подругу Нади.
На роль Ипполита изначально был назначен Олег Басилашвили. Он даже успел сыграть в нескольких эпизодах. Но во время съёмок практически одновременно скончались его отец и коллега Ефим Копелян, и он не смог продолжить работу. Тогда его место занял Юрий Яковлев.
А на роль Гали изначально была утверждена Наталья Гвоздикова.
Друзей Жени Лукашина сыграли друзья Эльдара Рязанова — Георгий Бурков и Александр Ширвиндт. Режиссёр до этого уже работал с ними на других фильмах. Александр Белявский был приглашён позже. А на роли мам Нади и Жени были утверждены Любовь Соколова и Любовь Добржанская, они также ранее работали с Рязановым — снимались в картине "Берегись автомобиля".
В массовке фильма снимался Александр Беляев, известный телеведущий прогноза погоды на НТВ.
Премьера фильма
1 января 1976 года в 18:00 по "Первой программе" состоялась премьера фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром". Он имел ошеломительный успех. По словам Федора Раззакова, премьеру посмотрели 100 миллионов зрителей. Из-за многочисленных писем с просьбой повторить показ 7 февраля 1976 года "Иронию судьбы, или С лёгким паром" включили в эфир во второй раз. Сокращённый вариант фильма крутили и в кинотеатрах, где картина также пользовалась большой популярностью среди зрителей. Там её посмотрели около 7 миллионов человек.
Читатели издания "Советский экран" назвали "Иронию судьбы" лучшим фильмом 1976 года, а лучшим актёром выбрали Андрея Мягкова, сыгравшего Женю Лукашина. В 1977 году режиссёр Эльдар Рязанов, сценарист Эмиль Брагинский, оператор Владимир Нахабцев, композитор Микаэл Таривердиев и главные актёры фильма Барбара Брыльска и Андрей Мягков получили Государственную премию Советского Союза в знак признания за участие в создании фильма.
Награды
1976 — читатели журнала "Советский экран" назвали "Иронию судьбы…" лучшим фильмом года.
1976 — Андрей Мягков признан лучшим актёром СССР по опросу журнала "Советский экран".
1977 — Государственной премией СССР награждены режиссёр Эльдар Рязанов, исполнители главных ролей Андрей Мягков и Барбара Брыльска, композитор Микаэл Таривердиев, оператор Владимир Нахабцев, автор сценария Эмиль Брагинский.
Факты
В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове "исключительно" пропущена буква "л". Орфография и пунктуация в этом примере сохранены.
"Совершенно нетипичная история которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь".
В самом начале фильма, по замыслу режиссёра, должны были показать однообразные советские постройки, снятые с вертолёта. Но бюджет картины не предусматривал такую съёмку, поэтому зритель вместо неё увидел анимацию.
Когда Надя подбирает с сугроба фотографию Ипполита, то на ней изображён не Яковлев, а Басилашвили. Когда хотели переснять этот кадр, снега уже не было.
Главная героиня Надя работает учительницей. Однако в разговоре с Ипполитом она ошибается и произносит: "Я забыла одеть праздничное платье". По правилам русского языка она должна была сказать "надеть".
Лукашин улетает в Ленинград из аэропорта Домодедово, хотя в советское время внутренние рейсы северного и западного направлений выполнялись из Шереметьево-1.
Эльдар Рязанов сыграл в картине эпизодическую роль — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.
"Какая гадость эта ваша заливная рыба" и "О, тёпленькая пошла" — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева.
В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско.
Культурное влияние
В 1981 году на XXVI съезде КПСС Леонид Брежнев в своём отчётном докладе упомянул фильм:
Не надо объяснять, как важно, чтобы всё окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрождённые жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов — это наша гордость. И всё же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной.
В Индии в 2015 году вышел фильм "Я люблю Новый год" с Санни Деол и Канганой Ранаут в главных ролях. У героев фильма — индийские имена, действие происходит в Чикаго и Нью-Йорке. А сюжет полностью повторяет историю Нади и Жени из "Иронии судьбы…". Но продюсеры умолчали о заимствовании идеи.
Летом 2021 года российский режиссёр Марюс Вайсберг решил создать свой вариант фильма под рабочим названием "Ирония судьбы в Голливуде". В американском фильме снимались Эмма Робертс, племянница Джулии Робертс, Томас Манн, Мэделин Петш и Бритт Робертсон.
Продолжение
Продолжение "Иронии судьбы" под названием "Ирония судьбы. Продолжение" вышло в декабре 2007 года, сразу же став кассовым хитом и собрав более 55 млн долларов при производственном бюджете всего в 5 миллионов долларов. В роли взрослых детей Жени Лукашина и Нади Шевелевой, оказавшихся в аналогичной ситуации, что и их родители, снялись Константин Хабенский и Елизавета Боярская.
Андрей Мягков хоть и участвовал в съёмках, но в конечном итоге выразил сожаление и недовольство результатом.