Karpin, Nikolai
Мой карельский дедушка
Russian
Исполнилось ли мне пол года, когда умер дед Илья? Поэтому едва ли не единственным рассказчиком о нем была моя тетушка Артукова (Карпина) Мария Ильинична – его средняя дочь. Тётушкины воспоминания, позже в 2000-е годы и побудили меня заняться поисками дедовой могилы. Двоюродный брат Леша Арестов, который, как и я в глаза не видел нашего деда, помог найти. Деда с бабушкой похоронили на острове близ деревни Мунозеро. Почему на острове? Кто-то из знакомых, уже не помню кто, взялся объяснять, мол, карелы хоронили на островах для того, чтобы души мертвых не смогли беспокоить живых. На деле оказалось проще. Молодая Советская власть, взявшаяся активно бороться с церковнослужителями, закрыла церковь в деревне Мунозеро, а вместе с ней и кладбище возле него, и настали времена, когда родственникам приходилось хоронить своих близких, где придется.
На найденных могилах деда с бабкой деревянные кресты давно сгнили, а ставить новые без табличек с выписанными на них именами, датами рождения и смерти было как-то неловко. Но никто из родни не мог вспомнить точно, сколько прожили наши прародители, даже отчество бабушки забыли. Пришлось проторить дорожку в архив. В огромной кипе документов найти искомое оказалось так же не простым делом.
Среди родившихся 19 июля 1881 году в деревне Заболотской Петровского уезда Олонецкой губернии я-таки наткнулся на запись о рождении своего деда Ильи. Родителями его были государственный крестьянин (далее г.к.) Михаил Каллистратов Карпин и законная жена его Параскева Елизарова (имя отца Параскевы). А имена тех лет: Гликерия, Мавра, Васса, Мелания, Агафия… Феофан, Стефан, Елизар, Мимитрий, Рюрик…. Часто встречались фамилии Кучин, Калинин, Карпин, Лумбин, Сорокин, Никитин... Они проплывали перед моими глазами и исчезали в толще документов.
Берега Мунозера были усеяны деревнями. Мне представилась картина. Всходит солнце, поселения наполняются людским гомоном, пением петухов, протяжным мычанием. Пастухи с берестяными свирелями на груди выгоняют проголодавшихся за ночь коров на пастбища. Отнюдь не тучная карельская земля полностью обеспечивала пропитанием карельского крестьянина. Однако, для того, чтобы выжить на этой земле, надо было обладать характером сильным, несгибаемым. На мой взгляд, именно таким характером обладал Илья Михайлович Карпин. Перебирая скупые факты из жизни деда, это я и попробую показать.
Следующая запись, на которую я наткнулся в архиве:
"15 февраля 1902 года жених д.Заболотской крестьянин Илья Михайлов Карпин православного вероисповедания первым браком. Невеста Уссунского прихода д.Красной речки крестьянина Стефана Антипова Германова дочь, девица Наталья Стефанова православного вероисповедания первым браком.
И пошли у них дети – мои тетушки, дяди, мой отец:
1. Карпина Евдокия Ильинична (18.2.1903- 24.3.1966), в замужестве Лумбина.
2. Карпин Алексей Ильич (07.10.1907-11.09.1937).
3. Карпина Мария Ильинична (27.03.1914 - 1992), в замужестве Артукова.
4. Карпин Иван Ильич (14.11.1921-5.3.1965), отец.
5.Карпина Александра Ильинична, (19.03.1926-28.12.1983), в замужестве Арестова.
А еще шестеро детей умерли едва родившись.
Следом пришли настоящие испытания. В 1935 году умерла жена Наталья (1883-1935).
28 августа 1937 г. органы НКВД арестовали старшего сына Алексея Карпина По ст.58-2-11 он был осужден и расстрелян 11 сентября 1937г. (реабилитирован Верховным судом КАССР 01.06.1960 г.). На руках у дедовой невестки осталась пятилетняя дочь Клава (Клавдия Алексеевна Каттиева (25.05.1932 – 27.10.2007)).
А через 13 дней (10.09.1937г.) арестовали, осудили по ст.58-2-9-11 и 20.09.1937 г. расстреляли в окрестностях Петрозаводска мужа старшей дочери Евдокии, Лумбина Павла Яковлевича (1896-1937). У Евдокии остались двенадцатилетняя дочь Анна (25.2.1925- 04.2.2000) и сын Рюрик (22.9.1929 - 26.8.1986), которому через два дня после расстрела отца исполнилось 8 лет. Все звали его Юрик, Юрий, Юрий Павлович. Для меня он был "братяюра".
Дочь Анна Павловна Куйти (Лумбина) позже вспоминала, как после 1937 г. они сплотились вокруг деда. Жили в его доме. Жили очень дружно.
Прошло неполных четыре года. Новое еще более тяжкое испытание обрушилось на всех советских людей. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА!
В октябре 1991 г. мне удалось приехать в Карелию. В то время с семьей я проживал в Сибири и не мог не навестить родную тетушку - Артукову Марию Ильиничну. Дядя Илья, тетя Маруся добрейшей души люди.
Помню мою маму и тетю Марусю, склонившихся над нашей старой швейной машинкой "Зингер". Тетка приехала погостить в Поросозеро. Вспоминается, как в наступивших сумерках две женщины колдуют над пальтишком, которое стало мне мало, удлиняют рукава, пришивают заплатку. Делают все, чтобы я смог выходить в нем еще одну осень. Получается, что после смерти отца наша семья жила бедновато.
Позже, учась в Петрозаводске, я часто бывал в гостях у Артуковых. Как к себе домой приходил.
Однажды тетка сказала мне:
- Ой, как далеко уехал от родного дома! Неужели не вернешься? – Я глянул на нее виновато. Голос её вдруг помягчел. – Глаза у тебя Ванины. – Сказала она, и стала вспоминать, как мой отец маленький на лодке стоя выгребал к берегу. - На озере волны, ветер такой поднялся, а он гребет, гребет папа твой…
"Семья наша крестьянская. – Рассказывала мне тетушка, понимала, что эта наша встреча, возможно, будет последней. – Отец (дед Илья) всю жизнь занимался земледелием и рыбалкой. Как расширял огород. Летом найдет участок с малолесьем. Порубит, порубит топором кусты, мелкие деревья. На другую весну сожжет. В первый год сажали репу, очень росла, потом ячмень, а потом уже овес. Еды было вдоволь. Молоко, масло, творог все свое. На зиму как корова бросает доиться, так наморозим молока, а потом наскоблишь, сколько надо и, пожалуйста, молочко всегда на столе. – В памяти всплывает добрая тетушкина улыбка. - Своя мука была, два жернова. Родители дают нам задание смолоть муки. Крутишь жернова, крутишь и пока не смелешь, не бросить работу. По очереди крутили. Дуня (старшая сестра) устанет, я кручу. Полы в доме были не крашеные и тяжело мылись, но дом держали в чистоте. Лето, жарко! Ототрешь одну половицу и в озеро. Выкупаешься и снова мыть полы.
– Перечитываю, когда-то записанное мной и на ум приходит мысль: ведь к тому времени бабы Натальи – их матери, скорее всего, уже не было в живых. Читаю дальше. - Сахар отец покупал в Петрозаводске. Поедет зимой на лошади, продаст там сено, и на вырученные денежки сахар, белую муку покупал. В деревне (прим.: Мунозеро) церковь стояла. На пасху с окрестных деревень народ туда сходился. Народу жило много, дворов двести было. А потом церковь переделали в клуб. Сначала только молодежь ходила кино смотреть, потом и старшие тоже повадились. – Читаю, и возникает новая мысль. Мунозерская история с церковью один в один схожа с нашей Поросозерской. Там тоже церковь переделали в клуб, а перед войной сожгли.
Забылось помаленьку, что это церковь. – Продолжает тетушка, ласково щуря глазки. - Потом контору совхозную из нее сделали, а сейчас вовсе пустует, да уж и сгнила вся. Как только я подросла, меня сельский совет начал на работы подряжать. На сплав. Лес сплавляли аж от Поросозеро 150-200 км по воде до Линдозера, ближайшего от Спасской губы населенного пункта на реке Суне.
...А папа твой с дедушкой в рыболовной артели работали. Дома рыбы было полно. И зимой ее ловили сетями. Потом приехал Илья, твой дядюшка и давай нас агитировать ехать учиться в Петрозаводск. И мне говорит, поехали.
Илье по комсомольской линии велено было набрать ребят на педфак, но сначала нужно школу закончить. Тогда были школы-семилетки. Я как окончила школу и сразу замуж за него вышла. Какая уж дальше учеба.
Война началась, наших: отца с девками Шурой и Дуней Анной да Юрой и твоим братиком эвакуировали в Кировскую область.
Я тогда в Беломорске с Элей Дядю то Илью призвали в армию. Он как знал финский, так его в разведотряд стали готовить. Нас с Элей хотели через Петрозаводск тоже в Кировскую область эвакуировать, а он уже финнами был занят. Тогда нас через Архангельск в теплушках и повезли. С нами из Беломорска еще женщина ехала. Ее муж вместе с Илюшей работал в школе и тоже офицером забрали. Она и говорит, у меня в Свердловской области мать живет. К ней мы и стали добираться.
Ох, и долго ехали. Кипяточку вскипятишь, буржуйка посредине теплушки стояла для обогрева, а кушать уже нечего. Приехали, хотели в райцентре устроиться на работу. Пошли в райсовет, а нам говорят: "Некуда, больше 120 человек нетрудоустроены". Делать нечего, поехали к ее матери. Ох, и голодно там было. Я к тому времени беременна была. Девочка родилась и сразу умерла. Чуть Элю там не похоронила. От Ильи ни слова. Послала письмо к его командиру. В ответ пришла похоронка. Ну, думаю, все. Илюши нет. Надо к своим добираться (прим.: видимо, тетушка держала связь со своим отцом и знала, где они жили в эвакуации). Нашла своих.
У них колхоз хороший попался. Живут, горя не знают. В коридоре у отца свои мешки с мукой, зерном стоят. Девки Шура и Аня взяли меня в свою бригаду. А я косить не умею. Научилась. Стала свою норму вырабатывать. Так у меня свое зерно, мука появились. На базар ездили, продавали. Взамен подсолнечное масло брали. Тут и война закончилась. Разрешение пришло, кто хочет вернуться на родину, может ехать. Председатель колхоза уж так нашего отца уговаривал: Оставайся, Илья Михайлович. Дом тебе поставим. А отец, дедушка твой: Как же я без рыбалки, без озера.
Вернулись домой. Наши в Спасской губе поселились. В Мунозере дома ополченцы пожгли, когда всех жителей эвакуировали. Жили первое время в доме Лумбиных. Дедушка твой, сестра Дуня с Юрой и с Анной. Твой отец вернулся с фронта, Катю привез в Спасскую губу. Очень он любил твою маму. Вот сколько там жило. Шестнадцать или семнадцать человек.
Я с Элей и свекровью в Петрозаводск перебралась в дом ее невестки. Тяжело жили. В городе прописки не дают. Стала, как солдатская вдова пенсию хлопотать, а мне и говорят, жив он. Вскоре письмо от него пришло. Из Венгрии прислал весточку. Целый год потом молчал.
Мать наша рано умерла. Голова у нее сильно болела. Давление, по теперешнему – гипертония. Прибиралась в избе, нагнулась, ойкнула и упала. Нас пятерых родила, да еще шестеро умерло. У Лумбиных тесновато конечно было. Дедушка твой стал дом строить. Да ты и не помнишь деда...
И что тут геройского? – Спросят меня. - Обычная судьба мужика-крестьянина.
Так, да не так. Человек, совершивший подвиг однозначно вызывает уважение, хочется в пояс ему поклониться. Но порой мужчине легче кинуться, погибнуть под пулями, чем десятки лет год за годом преодолевать повседневные трудности. На моем жизненном пути встречалось немало геройских мужчин не только обликом, но и поступками; готовых пройти огонь и воду. И прошли! Но всех их рутина повседневности прежде времени превращала в беспомощные существа, а затем съедала без остатка. До обидного жалко тех без временно ушедших людей, достойных лучшей судьбы.
Моего деда не взяли на войну, года вышли. Но он шестидесятилетний, без супруги, приложил все силы, сноровку чтобы его дети, внуки выжили. Нет, не выжили, чтобы они выросли здоровыми! Его жизнь - это пример преодоления повседневной рутины и она дорогого стоит. Такие мужчины на вес золота. В них кроется один из секретов непобедимости России!