Тексты
Вернуться к просмотру
| Вернуться к списку
Voilaht-küläs ümbri. Kolhozad, radod, školad
История изменений
10 ноября 2016 в 14:49
Нина Зайцева
- изменил(а) заголовок
с ***
на Voilaht-küläs ümbri. Kolhozad, radod, školad
02 ноября 2016 в 21:53
Нина Шибанова
- изменил(а) текст перевода
– Наше место называется Войлахта. Войлахта – это три деревни, наша деревня, как говорят. Первая деревня – Марково, вторая деревня Вирино и третья Пустошка. Я родился и жил на Пустошке, а теперь мои мать и отец живут в Маркове. Три эти деревни находятся посреди леса, кругом болота, озера, рядом нет реки или озера. В пяти километрах от Маркова есть большое озеро. Называется Шольское озеро (Шалгярф или Шаргярф). Есть маленькие озера: у нас, за Пустошкой есть Сювягярфь, Кайдагярфь, Чоргярфь, Норгярфь, дальше Каичгярфь. Много озерков. Есть большие болота. Одно здесь есть, Большое болото, ьак и назывется. И еще есть река Ивада. Это два километра от Пустошки. За Ивадой есть одно болото, назывется Янишсо. – Ну наш народ раньше занимался… сеяли хлеб, рожь сеяли, овес, ячмень. Зимой в нашей деревне Пустошке рыбу ловили на Шольском или Большом озере, как теперь его называют. Другие деревни занимались заготовкой древесины, или лесозаготовки называются, заготовляли лес. Везли к реке бревна, дрова. Весной работали на лесосплаве, гнали лес по реке до запани. – Наш народ жил раньше нельзя сказать что хорошо. Своего хлеба хватало так до Рождества. А потом работали на заготовке древесины, ездили в Суду, Борисово-Судский район теперь. Оттуда привозили хлеб. – У каждого жителя у нас за домом был амбар. Но в амбаре не было много хлеба ни у кого. В тридцатые годы в деревнях организовали колхозы. Было три колхоза. В Маркове колхоз назывался «Красный чухарь». Тогда мы не знали этого слова «вепс». И нас называли чухарями. И колхоз был такой «Чухарь», да еще Красный. В Вирине был колхоз «Красный Партизан», на Пустошке «Тридцатая Годовщина». В Куе… До Куи отсюда шесть километров, там тоже колхозы были: был «Красный пахарь», Большевик, Красноармеец был. И на Пондале колхозы были организованы. Но там один колхоз назывался на нашем языке: «Us’ elo» (Новая жизнь). Теперь там тоже все колхозы объединены. – Но сейчас Куя, Войлахта наша, Пондала все вместе в одном колхозе. Большой колхоз. – Но школ в нашей стороне здесь мало было. Ну была одна начальная школа здесь, в Войлахте, да в Куе была тоже начальная школа. А я еще помню, когда у нас не было школ. Была только в Куе и то три класса. – Не помню, в каком году у нас в Куе открыли школу-семилетку. Шэ-кэ-эм называли ее тогда. А я в шэ-кэ-эм учился уже не здесь а в Шоле, потом на Ковжинском Заводе. Это отсюда пятьдесят километров. – Когда я закончил седьмой класс, первым отсюда из Куи и Пондалы пошел в среднюю школу. Учился в Белозерске в педтехникуме, как тогда назывались педучилища. И я первым закончил педучилище и первым учителем стал отсюда. После меня появились и другие оттуда. – Вот скоро нас в Войлахте, в одной Войлахте восемь учителей. Работали мы в своих школах, в Войлахте, Куе, Пондале. Ну а после некоторых взяли в армию, поступили в институты, ну и сейчас еще у нас в районе наши учителя учат. Вот Гусев есть, Михаил Александрович из Войлахты. Он в Шоле. В Мартыновском есть Пичев Константин. Они в педучилище учились в Лодейном Поле. Больше туда ездили наши ученики. – Много среди нашего народа агрономов, шоферы есть свои, механизаторы в колхозе все из своего народа. Теперь у нас много народа со средним образованием и выше. – Я помню еще время, когда в нашей деревне мой отец самым грамотным был, а он учился в школе полтора года. Вот с этими полутора годами он работал председателем сельсовета, председателем колхоза работал, курсы прошел и работал даже агротехником. – Теперь другое дело. Теперь есть люди, которые окончили среднюю школу, образование у многих высокое. – В нашей стороне жизнь стала другой. Но еще много надо сделать. Наша деревня называется Войлахта, не знаю, може, от слова vęi «масло» назвается, но только масла у нас мало. А надо сказать, что место такое, что можно здесь животноводство развивать. Есть реки, вот река Шола… Ивада-река, там покосы заливные, сена много растет. Но во время войны покосы стали запущенными. Теперь там работают, чистят, думаю, что еще год-другой пройдет, и в нашем месте масло и молоко будут.
02 ноября 2016 в 21:52
Нина Шибанова
- изменил(а) текст перевода
– Наше место называется Войлахта. Войлахта – это три деревни, наша деревня, как говорят. Первая деревня – Марково, вторая деревня Вирино и третья Пустошка. Я родился и жил на Пустошке, а теперь мои мать и отец живут в Маркове. Три эти деревни находятся посреди леса, кругом болота, озера, рядом нет реки или озера. В пяти километрах от Маркова есть большое озеро. Называется Шольское озеро (Шалгярф или Шаргярф). Есть маленькие озера: у нас, за Пустошкой есть Сювягярфь, Кайдагярфь, Чоргярфь, Норгярфь, дальше Каичгярфь. Много озерков. Есть большие болота. Одно здесь есть, Большое болото, ьак и назывется. И еще есть река Ивада. Это два километра от Пустошки. За Ивадой есть одно болото, назывется Янишсо. – Ну наш народ раньше занимался… сеяли хлеб, рожь сеяли, овес, ячмень. Зимой в нашей деревне Пустошке рыбу ловили на Шольском или Большом озере, как теперь его называют. Другие деревни занимались заготовкой древесины, или лесозаготовки называются, заготовляли лес. Везли к реке бревна, дрова. Весной работали на лесосплаве, гнали лес по реке до запани. – Наш народ жил раньше нельзя сказать что хорошо. Своего хлеба хватало так до Рождества. А потом работали на заготовке древесины, ездили в Суду, Борисово-Судский район теперь. Оттуда привозили хлеб. – У каждого жителя у нас за домом был амбар. Но в амбаре не было много хлеба ни у кого. В тридцатые годы в деревнях организовали колхозы. Было три колхоза. В Маркове колхоз назывался «Красный чухарь». Тогда мы не знали этого слова «вепс». И нас называли чухарями. И колхоз был такой «Чухарь», да еще Красный. В Вирине был колхоз «Красный Партизан», на Пустошке «Тридцатая Годовщина». В Куе… До Куи отсюда шесть километров, там тоже колхозы были: был «Красный пахарь», Большевик, Красноармеец был. И на Пондале колхозы были организованы. Но там один колхоз назывался на нашем языке: «Us’ elo» (Новая жизнь). Теперь там тоже все колхозы объединены. – Но сейчас Куя, Войлахта наша, Пондала все вместе в одном колхозе. Большой колхоз. – Но школ в нашей стороне здесь мало было. Ну была одна начальная школа здесь, в Войлахте, да в Куе была тоже начальная школа. А я еще помню, когда у нас не было школ. Была только в Куе и то три класса. – Не помню, в каком году у нас в Куе открыли школу-семилетку. Шэ-кэ-эм называли ее тогда. А я в шэ-кэ-эм учился уже не здесь а в Шоле, потом на Ковжинском Заводе. Это отсюда пятьдесят километров. – Когда я закончил седьмой класс, первым отсюда из Куи и Пондалы пошел в среднюю школу. Учился в Белозерске в педтехникуме, как тогда назывались педучилища. И я первым закончил педучилище и первым учителем стал отсюда. После меня появились и другие оттуда. – Вот скоро нас в Войлахте, в одной Войлахте восемь учителей. Работали мы в своих школах, в Войлахте, Куе, Пондале. Ну а после некоторых взяли в армию, поступили в институты, ну и сейчас еще у нас в районе наши учителя учат. Вот Гусев есть, Михаил Александрович из Войлахты. Он в Шоле. В Мартыновском есть Пичев Константин. Они в педучилище учились в Лодейном Поле. Больше туда ездили наши ученики. – Много среди нашего народа агрономов, шоферы есть свои, механизаторы в колхозе все из своего народа. Теперь у нас много народа со средним образованием и выше. – Я помню еще время, когда в нашей деревне мой отец самым грамотным был, а он учился в школе полтора года. Вот с этими полутора годами он работал председателем сельсовета, председателем колхоза работал, курсы прошел и работал даже агротехником. – Теперь другое дело. Теперь есть люди, которые окончили среднюю школу, образование у многих высокое. – В нашей стороне жизнь стала другой. Но еще много надо сделать. Наша деревня называется Войлахта, не знаю, може, от слова vęi «масло» назвается, но только масла у нас мало. А надо сказать, что место такое, что можно здесь животноводство развивать. Есть реки, вот река Шола… Ивада-река, там покосы заливные, сена много растет. Но во время войны покосы стали запущенными. Теперь там работают, чистят, думаю, что еще год-другой пройдет, и в нашем месте масло и молоко будут.
02 ноября 2016 в 21:51
Нина Шибанова
- изменил(а) текст
- Miiden sija kucuse Vęilahtoks. Vęilaht – nece koume derüun’ad, miiden külä, kut pagištas. Ezmeine derüun’ Markuntanas, tęineVirantanas i koumans’ Pust. Mina rodime i elin’ Pustou, nügidek minun tat, mam elotas Markutanas. Koumo derüun’at nenot oma mecan keskes, ümbri sot, gärvet, läs eile g’oget i gärvet eile. Viš virstad Markutanaspei om sur’ gärf... Šalgärveks vęi Šargärveks kuctas. Oma penikęižet gärvudod: miiden Pustan taga om Süvägärf’, Kaidagärf’, Čorgärf’, Norgärf’, tagemba om Kajičgärf’. Äi gärvuzit’ om. Sot oma surot. Naku üks’ so tägou , Sur’ so, muga kucuse-ki. Ivat-g’ogi om vüu. Nece kaks’ kilometrad Pustoupei. Ivadan taga om vüu üks’ so, Änišsoks kucusį. - No miiden raffas eduupei zanimęihe… semenziba liiban, rugihen semenziba, kagran, ozran. Touv’uu miiden derüun’as Pustou kalan püdiba Šargärvüu ili Sur’uu gärvüu, kut hänt nügit’ kuctas. Tęižed derüun’ad radęiba parčomas ili lesozagotofki nazįvajutsa, parčomas. Vediba g’ogile pardot, hougon. Kevaduu vįgonkas radįiba, ajoiba g’ogidme mecan zapanihe. - Narot miiden eli eduupei iisa sanuda miše hüvin’. Liibat ičeze fataji muga Raštvįhesei. A potom vediba parčomas, dengat’ saskeliba i ostliba, ajelihe Sudha, Borisovo-Sutkskii rajon nügidek. Sigoupei toskenziba liiban. - Kaikiččuu elajuu mijou pertin taga oli ęit. No ęitas äjat liibat iilend niküu. Triccatįjiš voziš miiden derüuniš organizęihes kolhozat. Kuumo kolhozat oli. Markutanas kolhos kucįhe Krasnįi čuhar’. Silęi mö em tunnuhu nečida vajeht ”veps”. A meit’ kucuiba čuharikš. I kolhos-ki mugįine oli Čuhar’, Krasnį vüu. Virahtanas oli kolhos Krasnįi Partizan, Pustou Trinaccataja Godovššina. Kujas.. Kujahasai tägoupei kus’ virstat ili kus’ kilometrat, sigou mugažo kolhozat oliba: oli Krasnį pahar’, Bol’ševik, Krasnoarmejec oli. Pondlou-ki kolhozat organizęihe. No sigou oli üks’ kolhos miiden kartho nazįvajihe: nece kolhos Us’ elo. Nügidek sigou mugažo kaik kolhozat ühthe mäniba. - Nu seičas Kuja, Vęilaht meiden, Pondal kęik ühtes kolhozas oma. Kolhos sur’. - Nu školįt’ meiden polos tägou vähä oli. Nu oli üks’ načalnį škola tägou Vęilahtos, da Kujas oli mugažo načal’nį škola. A mina vüu muštan, kons mijou iilend školat. Oli tol’ko Kujas, i sę kuumo klassat. - En mušta, miččuu voduu mijou Kujas avaitihe školan semiletkan... ŠeKe-eMaks kuciba hänt silįi. No mina ŠeKe-eMahasei g’o openzimoi en tägou, a Šalas, potom Kovžinskijou Zavodou. Nece tägoupei p’at’des’at šest’ kilometrov. - Kons mina voumičin’ seičemenden klassan, ezmeine tägou Kujaspei i Pondloupei läksin’ srednijaha školha. Openzimoi Belozerskas pettehnikumas, kut siloi pedučiliššat kucįihe. I mina ezmeine voumičin’ pedučiliššan i ezmeine učutel’ tägoupei. Minun g’oughe läksiba i tęižet tägoupei. - Vot teravas tegihe meit’ Vęilahtos, ühtes Vęilahtos, kahcan učitel’at. Radįm mö ičemį školįš, Vęilahtos, Kujas, Pondlou. No a g’oughe otiba erasit’ armijah’a, institutįhe postupiba, nu i opetas seičas-ki meiden rajonas vüu meiden učitel’at. Naku Gusev om Mihail Aleksandrovič Vęilahtospei. Hän Šalas. Londuu om Pičev Konstantin. No hö pedučiliššas openzihe Ladeinijas Püudos. Enamba sinna ajelihe meiden openikat. - Äi om meiden raffaspei agronomįt’, traktoristat mijou kaik ičemį oma, šof’orat ičemį, mehanizatorat kolhozas kęik oma ičemį raffaspei. Nügidek mijou äi om raffast so srednim obrazovanijem i ülemba. - Mina muštan vüu ęigan, kons meiden derüun’as minun tat oli samįjan gramotnįjan ristitun, a openzihe hän pol’tošt vot školas. Vot nenime pol’toštme vodome hän radįi sel’sovetas predsedatel’an, predsedatel’an kolhoza radįi, kursat proidi i radįi daže agrotehnikan. - Nügit’ om tęine rat. Nügidek oma raffas, kudamot vaumitihe srednijan školan, obrazovanije äjil’ om sur’. - Meiden polos elo tegihe g’o tęine. No äi vüu tariž tehta. Meiden külä kucuse Vęilahtoks, en tundo, voip ouda, nečiš vaihes om vęi, no vęit’ vähä mijou vüu. A tariš sanuda, miše sija om mugįitte, miše vęip tägou životnovotstvo razvivat’ vęip. Oma g’oget, naku Šal-g’ogi... Ivat-g’ogi, sigou nitud zalivnįjat, heinat äi kazvap. No vęinan ęigan zapustitud oma nitut. Nügit’ ratas sigou, sučkorezat ratas, puhtastadas, dumajiškan, miše vüu vos’-kaks’ pręidup i meiden sijas vęi i męit’ linnep.
02 ноября 2016 в 21:51
Нина Шибанова
- изменил(а) текст перевода
– Наше место называется Войлахта. Войлахта – это три деревни, наша деревня, как говорят. Первая деревня – Марково, вторая деревня Вирино и третья Пустошка. Я родился и жил на Пустошке, а теперь мои мать и отец живут в Маркове. Три эти деревни находятся посреди леса, кругом болота, озера, рядом нет реки или озера. В пяти километрах от Маркова есть большое озеро. Называется Шольское озеро (Шалгярф или Шаргярф). Есть маленькие озера: у нас, за Пустошкой есть Сювягярфь, Кайдагярфь, Чоргярфь, Норгярфь, дальше Каичгярфь. Много озерков. Есть большие болота. Одно здесь есть, Большое болото, ьак и назывется. И еще есть река Ивада. Это два километра от Пустошки. За Ивадой есть одно болото, назывется Янишсо. – Ну наш народ раньше занимался… сеяли хлеб, рожь сеяли, овес, ячмень. Зимой в нашей деревне Пустошке рыбу ловили на Шольском или Большом озере, как теперь его называют. Другие деревни занимались заготовкой древесины, или лесозаготовки называются, заготовляли лес. Везли к реке бревна, дрова. Весной работали на лесосплаве, гнали лес по реке до запани. – Наш народ жил раньше нельзя сказать что хорошо. Своего хлеба хватало так до Рождества. А потом работали на заготовке древесины, ездили в Суду, Борисово-Судский район теперь. Оттуда привозили хлеб. – У каждого жителя у нас за домом был амбар. Но в амбаре не было много хлеба ни у кого. В тридцатые годы в деревнях организовали колхозы. Было три колхоза. В Маркове колхоз назывался «Красный чухарь». Тогда мы не знали этого слова «вепс». И нас называли чухарями. И колхоз был такой «Чухарь», да еще Красный. В Вирине был колхоз «Красный Партизан», на Пустошке «Тридцатая Годовщина». В Куе… До Куи отсюда шесть километров, там тоже колхозы были: был «Красный пахарь», Большевик, Красноармеец был. И на Пондале колхозы были организованы. Но там один колхоз назывался на нашем языке: «Us’ elo» (Новая жизнь). Теперь там тоже все колхозы объединены. – Но сейчас Куя, Войлахта наша, Пондала все вместе в одном колхозе. Большой колхоз. – Но школ в нашей стороне здесь мало было. Ну была одна начальная школа здесь, в Войлахте, да в Куе была тоже начальная школа. А я еще помню, когда у нас не было школ. Была только в Куе и то три класса. – Не помню, в каком году у нас в Куе открыли школу-семилетку. Шэ-кэ-эм называли ее тогда. А я в шэ-кэ-эм учился уже не здесь а в Шоле, потом на Ковжинском Заводе. Это отсюда пятьдесят километров. – Когда я закончил седьмой класс, первым отсюда из Куи и Пондалы пошел в среднюю школу. Учился в Белозерске в педтехникуме, как тогда назывались педучилища. И я первым закончил педучилище и первым учителем стал отсюда. После меня появились и другие оттуда. – Вот скоро нас в Войлахте, в одной Войлахте восемь учителей. Работали мы в своих школах, в Войлахте, Куе, Пондале. Ну а после некоторых взяли в армию, поступили в институты, ну и сейчас еще у нас в районе наши учителя учат. Вот Гусев есть, Михаил Александрович из Войлахты. Он в Шоле. В Мартыновском есть Пичев Константин. Они в педучилище учились в Лодейном Поле. Больше туда ездили наши ученики. – Много среди нашего народа агрономов, шоферы есть свои, механизаторы в колхозе все из своего народа. Теперь у нас много народа со средним образованием и выше. – Я помню еще время, когда в нашей деревне мой отец самым грамотным был, а он учился в школе полтора года. Вот с этими полутора годами он работал председателем сельсовета, председателем колхоза работал, курсы прошел и работал даже агротехником. – Теперь другое дело. Теперь есть люди, которые окончили среднюю школу, образование у многих высокое. – В нашей стороне жизнь стала другой. Но еще много надо сделать. Наша деревня называется Войлахта, не знаю, може, от слова vęi «масло» назвается, но только масла у нас мало. А надо сказать, что место такое, что можно здесь животноводство развивать. Есть реки, вот река Шола… Ивада-река, там покосы заливные, сена много растет. Но во время войны покосы стали запущенными. Теперь там работают, чистят, думаю, что еще год-другой пройдет, и в нашем месте масло и молоко будут.
02 ноября 2016 в 21:47
Нина Шибанова
- изменил(а) текст перевода
– Наше место называется Войлахта. Войлахта – это три деревни, наша деревня, как говорят. Первая деревня – Марково, вторая деревня Вирино и третья Пустошка. Я родился и жил на Пустошке, а теперь мои мать и отец живут в Маркове. Три эти деревни находятся посреди леса, кругом болота, озера, рядом нет реки или озера. В пяти километрах от Маркова есть большое озеро. Называется Шольское озеро (Шалгярф или Шаргярф). Есть маленькие озера: у нас, за Пустошкой есть Сювягярфь, Кайдагярфь, Чоргярфь, Норгярфь, дальше Каичгярфь. Много озерков. Есть большие болота. Одно здесь есть, Большое болото, ьак и назывется. И еще есть река Ивада. Это два километра от Пустошки. За Ивадой есть одно болото, назывется Янишсо. – Ну наш народ раньше занимался… сеяли хлеб, рожь сеяли, овес, ячмень. Зимой в нашей деревне Пустошке рыбу ловили на Шольском или Большом озере, как теперь его называют. Другие деревни занимались заготовкой древесины, или лесозаготовки называются, заготовляли лес. Везли к реке бревна, дрова. Весной работали на лесосплаве, гнали лес по реке до запани. – Наш народ жил раньше нельзя сказать что хорошо. Своего хлеба хватало так до Рождества. А потом работали на заготовке древесины, ездили в Суду, Борисово-Судский район теперь. Оттуда привозили хлеб. – У каждого жителя у нас за домом был амбар. Но в амбаре не было много хлеба ни у кого. В тридцатые годы в деревнях организовали колхозы. Было три колхоза. В Маркове колхоз назывался «Красный чухарь». Тогда мы не знали этого слова «вепс». И нас называли чухарями. И колхоз был такой «Чухарь», да еще Красный. В Вирине был колхоз «Красный Партизан», на Пустошке «ТрадцатаяТридцатая Годовщина». В Куе… До Куи отсюда шесть километров, там тоже колхозы были: был «Красный пахарь», Большевик, Красноармеец был. И на Пондале колхозы были организованы. Но там один колхоз назывался на нашем языке: «Us’ elo» (Новая жизнь). Теперь там тоже все колхозы объединены. – Но сейчас Куя, Войлахта наша, Пондала все вместе в одном колхозе. Большой колхоз. – Но школ в нашей стороне здесь мало было. Ну была одна начальная школа здесь, в Войлахте, да в Куе была тоже начальная школа. А я еще помню, когда у нас не было школ. Была только в Куе и то три класса. – Не помню, в каком году у нас в Куе открыли школу-семилетку. Шэ-кэ-эм называли ее тогда. А я в шэ-кэ-эм учился уже не здесь а в Шоле, потом на Ковжинском Заводе. Это отсюда пятьдесят километров. – Когда я закончил седьмой класс, первым отсюда из Куи и Пондалы пошел в среднюю школу. Учился в Белозерске в педтехникуме, как тогда назывались педучилища. И я первым закончил педучилище и первым учителем стал отсюда. После меня появились и другие оттуда. – Вот скоро нас в Войлахте, в одной Войлахте восемь учителей. Работали мы в своих школах, в Войлахте, Куе, Пондале. Ну а после некоторых взяли в армию, поступили в институты, ну и сейчас еще у нас в районе наши учителя учат. Вот Гусев есть, Михаил Александрович из Войлахты. Он в Шоле. В Мартыновском есть Пичев Константин. Они в педучилище учились в Лодейном Поле. Больше туда ездили наши ученики.
02 ноября 2016 в 21:45
Нина Шибанова
- изменил(а) текст перевода
– Наше место называется Войлахта. Войлахта – это три деревни, наша деревня, как говорят. Первая деревня – Марково, вторая деревня Вирино и третья Пустошка. Я родился и жил на Пустошке, а теперь мои мать и отец живут в Маркове. Три эти деревни находятся посреди леса, кругом болота, озера, рядом нет реки или озера. В пяти километрах от Маркова есть большое озеро. Называется Шольское озеро (Шалгярф или Шаргярф). Есть маленькие озера: у нас, за Пустошкой есть Сювягярфь, Кайдагярфь, Чоргярфь, Норгярфь, дальше Каичгярфь. Много озерков. Есть большие болота. Одно здесь есть, Большое болото, ьак и назывется. И еще есть река Ивада. Это два километра от Пустошки. За Ивадой есть одно болото, назывется Янишсо. – Ну наш народ раньше занимался… сеяли хлеб, рожь сеяли, овес, ячмень. Зимой в нашей деревне Пустошке рыбу ловили на Шольском или Большом озере, как теперь его называют. Другие деревни занимались заготовкой древесины, или лесозаготовки называются, т.е. заготовляли лес. Везли к реке бревна, дрова. Весной работали на лесосплаве, гнали лес по реке до запани. – Наш народ жил раньше нельзя сказать что хорошо. Своего хлеба хватало так до Рождества. А потом работали на заготовке древесины, ездили в Суду, Борисово-Судский район теперь. Оттуда привозили хлеб. – У каждого жителя у нас за домом был амбар. Но в амбаре не было много хлеба ни у кого. В тридцатые годы в деревнях организовали колхозы. Было три колхоза. В Маркове колхоз назывался «Красный чухарь». Тогда мы не знали этого слова «вепс». И нас называли чухарями. И колхоз был такой «Чухарь», да еще Красный. В Вирине был колхоз «Красный Партизан», на Пустошке «Традцатая Годовщина». В Куе… До Куи отсюда шесть километров, там тоже колхозы были: был «Красный пахарь», Большевик, Красноармеец был. И на Пондале колхозы были организованы. Но там один колхоз назывался на нашем языке: «Us’ elo» (Новая жизнь). Теперь там тоже все колхозы объединены. – Но сейчас Куя, Войлахта наша, Пондала все вместе в одном колхозе. Большой колхоз. – Но школ в нашей стороне здесь мало было. Ну была одна начальная школа здесь, в Войлахте, да в Куе была тоже начальная школа. А я еще помню, когда у нас не было школ. Была только в Куе и то три класса. – Не помню, в каком году у нас в Куе открыли школу-семилетку. Шэ-кэ-эм называли ее тогда. А я в шэ-кэ-эм учился уже не здесь а в Шоле, потом на Ковжинском Заводе. Это отсюда пятьдесят километров. – Когда я закончил седьмой класс, первым отсюда из Куи и Пондалы пошел в среднюю школу. Учился в Белозерске в педтехникуме, как тогда назывались педучилища. И я первым закончил педучилище и первым учителем стал отсюда. После меня появились и другие оттуда. – Вот скоро нас в Войлахте, в одной Войлахте восемь учителей. Работали мы в своих школах, в Войлахте, Куе, Пондале. Ну а после некоторых взяли в армию, поступили в институты, ну и сейчас еще у нас в районе наши учителя учат. Вот Гусев есть, Михаил Александрович из Войлахты. Он в Шоле. В Мартыновском есть Пичев Константин. Они в педучилище учились в Лодейном Поле. Больше туда ездили наши ученики.
02 ноября 2016 в 21:43
Нина Шибанова
- изменил(а) текст
- Miiden sija kucuse Vęilahtoks. Vęilaht – nece koume derüun’ad, miiden külä, kut pagištas. Ezmeine derüun’ Markuntanas, tęineVirantanas i koumans’ Pust. Mina rodime i elin’ Pustou, nügidek minun tat, mam elotas Markutanas. Koumo derüun’at nenot oma mecan keskes, ümbri sot, gärvet, läs eile g’oget i gärvet eile. Viš virstad Markutanaspei om sur’ gärf... Šalgärveks vęi Šargärveks kuctas. Oma penikęižet gärvudod: miiden Pustan taga om Süvägärf’, Kaidagärf’, Čorgärf’, Norgärf’, tagemba om Kajičgärf’. Äi gärvuzit’ om. Sot oma surot. Naku üks’ so tägou , Sur’ so, muga kucuse-ki. Ivat-g’ogi om vüu. Nece kaks’ kilometrad Pustoupei. Ivadan taga om vüu üks’ so, Änišsoks kucusį. - No miiden raffas eduupei zanimęihe… semenziba liiban, rugihen semenziba, kagran, ozran. Touv’uu miiden derüun’as Pustou kalan püdiba Šargärvüu ili Sur’uu gärvüu, kut hänt nügit’ kuctas. Tęižed derüun’ad radęiba parčomas ili lesozagotofki nazįvajutsa, parčomas. Vediba g’ogile pardot, hougon. Kevaduu vįgonkas radįiba, ajoiba g’ogidme mecan zapanihe. - Narot miiden eli eduupei iisa sanuda miše hüvin’. Liibat ičeze fataji muga Raštvįhesei. A potom vediba parčomas, dengat’ saskeliba i ostliba, ajelihe Sudha, Borisovo-Sutkskii rajon nügidek. Sigoupei toskenziba liiban. - Kaikiččuu elajuu mijou pertin taga oli ęit. No ęitas äjat liibat iilend niküu. Triccatįjiš voziš miiden derüuniš organizęihes kolhozat. Kuumo kolhozat oli. Markutanas kolhos kucįhe Krasnįi čuhar’. Silęi mö em tunnuhu nečida vajeht ”veps”. A meit’ kucuiba čuharikš. I kolhos-ki mugįine oli Čuhar’, Krasnį vüu. Virahtanas oli kolhos Krasnįi Partizan, Pustou Trinaccataja Godovššina. Kujas.. Kujahasai tägoupei kus’ virstat ili kus’ kilometrat, sigou mugažo kolhozat oliba: oli Krasnį pahar’, Bol’ševik, Krasnoarmejec oli. Pondlou-ki kolhozat organizęihe. No sigou oli üks’ kolhos miiden kartho nazįvajihe: nece kolhos Us’ elo. Nügidek sigou mugažo kaik kolhozat ühthe mäniba. - Nu seičas Kuja, Vęilaht meiden, Pondal kęik ühtes kolhozas oma. Kolhos sur’. - Nu školįt’ meiden polos tägou vähä oli. Nu oli üks’ načalnį škola tägou Vęilahtos, da Kujas oli mugažo načal’nį škola. A mina vüu muštan, kons mijou iilend školat. Oli tol’ko Kujas, i sę kuumo klassat. - En mušta, miččuu voduu mijou Kujas avaitihe školan semiletkan... ŠeKe-eMaks kuciba hänt silįi. No mina ŠeKe-eMahasei g’o openzimoi en tägou, a Šalas, potom Kovžinskijou Zavodou. Nece tägoupei p’at’des’at šest’ kilometrov. - Kons mina voumičin’ seičemenden klassan, ezmeine tägou Kujaspei i Pondloupei läksin’ srednijaha školha. Openzimoi Belozerskas pettehnikumas, kut siloi pedučiliššat kucįihe. I mina ezmeine voumičin’ pedučiliššan i ezmeine učutel’ tägoupei. Minun g’oughe läksiba i tęižet tägoupei. - Vot teravas tegihe meit’ Vęilahtos, ühtes Vęilahtos, kahcan učitel’at. Radįm mö ičemį školįš, Vęilahtos, Kujas, Pondlou. No a g’oughe otiba erasit’ armijah’a, institutįhe postupiba, nu i opetas seičas-ki meiden rajonas vüu meiden učitel’at. Naku Gusev om Mihail Aleksandrovič Vęilahtospei. Hän Šalas. Londuu om Pičev Konstantin. No hö pedučiliššas openzihe Ladeinijas Püudos. Enamba sinna ajelihe meiden openikat.
02 ноября 2016 в 21:19
Нина Шибанова
- создал(а) текст
- создал(а) перевод текста