На Виериссян кески (Святки) две недели гуляли
Russian
На Виериссян кески (Святки) две недели гуляли, маскировались и по домам ходили, да плясали в домах, давали поплясать...
[Как по-карельски называли?] Гуляшники, гуляшники. Раньше наряжались по-разному, ботала (повесят) на шею, веники в руки возьмут да веники на пояс привяжут, что будто в баню идут, да... Одевались по-всякому и нарочно ходили по домам. И пускали раньше, пускали. В какой дом ещё и с гармонью придут, под гармошку и плясать начнут в доме, давали плясать...
[Во что одевались?] Да хоть во что, кто самые лучшие одежды наденет, а кто самые плохие. Ну, вот, надевали платок на голову (показывает), видишь ты — не открывались, шапка на голове, потом только чуть-чуть, чтобы было видно идти (снизу приоткрывали), так во все дома и заходили, десятки человек могли одновременно зайти (в дом или группами) по пять, шесть человек, когда сколько...
[У всех ли платки были?] У всех, у всех платки — нельзя опознать, не узнаешь, не узнаешь, чужую одежду наденут на себя, чтобы не узнали. Всякую одежду (надевали), наизнанку одежду надевали, по-всякому одевались, очень интересно... Две недели гуляли. Многие и на лесоразработки (на работу) не ходили тогда. Вот тут, мужики Мотты (дом в Панозере) пошли, два дня побыли и обратно вернулись гулять на Виериссян кески.
[Ну, а когда в дом придёте?] В дом приходят, тихо все идут: "Можно ли зайти?" В двери когда заходят: "Можно ли наверх пройти (снизу из сеней в избу)?" Хозяева не запрещали: "Заходите, заходите, проходите, проходите!" Хозяин сидит: "Играйте, говорит, пляшите, — сам на конце стола сидит, — пляшите". Вот мы и танцуем, бывает, открываемся, а бывает, и не показываем себя, а плясать как начнут, то уже открываются, во время пляски открываются. Музыканты с гармонью да... парень с гармонью ходит...
Ещё молодуха была! Вот, сорока на голове, молодуха поклоны бьёт, идёт в дом, кланяется. "Спасибо, спасибо,— хозяйка говорит,— спасибо тебе чужими выношенная (kannettuizeni в свадебных плачах обозначает принадлежность к роду жениха), спасибо, чья (неясно) ты дитя есть".
[Мужчина или женщина одевалась (молодухой)?] А девушка и парень (речь идёт о ряженых, одевавшихся "женихом" и "невестой"). Девица парнем (наряжалась) ...
Ходили гуляшниками, коровьи ботала, колокольчики принесут в дом. Будто они перегоняют коров, купили, да... Ну вот, скажешь, только чужим голосом: "Мы корову купили, ведём домой, гоним, да
сначала принесли колоколец, а потом приведём и корову домой"... Ой, интересно было, очень весело!..
[Что хозяева отвечали?] Хозяин: "Молодец, раз так хорошо хочешь жить". "Хорошая женщина, раз так хорошо жить хочешь", — хозяйка отвечает.
[Наряжались ли нищими?] Было, были и нищие, и шаньги давали, с собой ему давали, да... Как скажет, что не ел и не пил, что прямо с работы пришёл, торопился, да... Ну, тут ему дают с собой шаньги, да калачи, да...
[Что на нём было надето?] Так, на ногах штаны, фуфайка надета, в простые одежды наряжён был. Ну, платок на голове, у кого из марли, у кого и маска, уже под конец маски были.
[Из чего они были сделаны?] Так, из картона, да ещё были и покрашены и всё такое, уже тогда (в старое время) уже начинали делать, в магазинах (покупали), привозили из Кеми. Глаза были, нос был, ну, рот был...
[Была ли борода?] И бороды и всё уже было на маске.
[Из берёсты не делали?] Из берёсты тоже делали, да... Всего было, с кошелями и по-всякому ходили, боковые сумки под мышкой, кошель за спиной...
[Что они в доме делали?] Так, разговаривали с ним как бы отдельно, почему он с ним, с кошелем ходит... Он отвечает, почему он держит кошель за плечами, ему надо положить туда хоть что-нибудь, в кошель. "Что можете, то и положите мне в кошель этот, ну что можете дать, съедобного чего-нибудь".
[Изображал ли кто беременных?] Ну, делали, делали животы, большие животы болтаются, еле ходят: "С работы идём, да не можем и ходить быстро", — говорят. "Торопимся домой хозяйством заниматься, да..." Ещё бабы нарочно ругаются: "И леший-то вас не заберёт, с такими животами что и ходите!"
[Что они отвечали?] Так хочется ведь и нам погулять, провести конец молодой жизни, живот нам не мешает, и с животом можем ходить..."
[Каким образом они говорили?] Так вот, говорили как-то другим голосом, да.. (показывает — говорит тонким писклявым голосом), что и не поймёшь по разговору. Да всякой шабалой дурачились... притворялись по-всякому, кто во что... кто больной, да кто какой...
[Были ли хромые, наставляли ли горбы?] Будто нет, и горбы делали, да и чего только из себя не делали, чего только не навешивали! Так часто дети боятся, на печку сразу лезут, придут (ряженые) в избу — ботала гремят или ещё чего... Чего посмешней (букв: подурней), да вот такое на себя и наденут, чтобы не узнали. Вот уж было так было! Ждёшь, бывало, с радостью (Святок). Гуляшниками гуляли, как с песней с того берега реки придут сюда, на материк, потом по домам ходят, ходят, ходят... В некоторых домах, где много детей, туда не пускали, дети боялись — страшные такие, шубы навыворот перевернут, шерстью наружу...
[В какое время гуляшники ходили?] Ночью всё, всё ночью, гуляшниками ночью (ходят). Вечером поздно, примерно вот в семь часов, вечером, (когда) все работы по дому сделаны, вечером...
[Ходили ли гуляшники по домам до Рождества?] Нет. На Рождество, от Рождества до Крещения. Уже и в канун Крещения не ходили, в пятницу, потом суббота... эти два дня не ходили. Перед Крещением больше не ходили...