Краткая Священная исторiя. Маткуанду элäмäттӧмäсъ муасъ и менèндӱ ускалдèттухъ муахъ
Маткуанду элäмäттӧмäсъ муасъ и менèндӱ ускалдèттухъ муахъ.
Еврейтъ маткатты̀хъ Египтасъ Ханаанлизèхъ муахъ лäби Аравіянъ элäмäттӧмäсъ муасъ.
Ётта-куй гӱӧ паремби войдасъ луета ускосъ Юмалахъ, Гäй азуй гèйя̈нъ-тäхъ äйя̈тъ кумматъ сèнъ маткуанданъ айқуа.
Юмаланъ Ангели мени гèйя̈нъ-іэсъ, пäйвäлъ пильвесъ, а ӱӧлъ тулизèсъ паччагасъ, и озуттèли гèйлэ дороганъ.
Конзу гèйлъ эй-оллухъ лейбіä, Юмалъ сӱӧтты̀ гèйдӱ манналъ, кудай гуондèксилъ ланкейли тайвагасъ.
Ӱхтелъ кердуа, конзу гӱӧ эй-войду лёӱды̀ä вèттӱ ку вайнъ карқіэду, Юмалъ кäски Мойсейлэ панна сы̀хъ ведèхъ ӱхтèнъ пуунъ, и вези тули гӱвä юодаваксè.
Тойзèлъ айқуа, конзу гӱӧ эй лёӱвèтту ни мійтусту вèттӱ, Мойсей, Юмаланъ кäскӱсъ, ишки кäзи-саваколъ калливо-мäқіэ вастè, и сійтъ мäйсъ рубей юоксèмахъ муқа äйю вèттӱ, ётта оли сы̀дä кӱллäлъ куувелэ суалэ тугандèлэ Еврелойлэ.
Сèнъ кайкенъ нäхтèсъ, Еврейтъ ӱхтèллèхъ эй-айносъ ускотту Юмалахъ. Конзу Мойсей, Юмаланъ кäскӱсъ, оли Синаянъ мäйнъ-піäлъ нелликӱмменъ пäйвіä; сы̀лъ айқуа гӱö валèтты̀хъ кулдайнè ваза и кумардèлты̀гèзè сы̀ллэ кувалэ, куй Юмалалэ. Äйя̈нъ кердуа буристы̀хъ гӱö Мойсейнъ-піäлè, и Иченъ Юмаланъ-піäлè. Конзу, лäгèттӱӱ Ханаанъ муанъ-луо, ты̀йюстèтты̀хъ, ётта сèнъ муанъ элäя̈тъ, оллахъ вäқевäтъ; Еврейть озутèтты̀хъ ичесъ муқа вäгä гуолду Юмаланъ-піäлè, Кудай віэтты̀ гèйдӱ сы̀хъ муахъ, ётта тахтотты̀хъ кіäндӱӧ я̈риллèхъ Египтахъ. Юмалъ накажій гèйдӱ сèнъ-тäхъ нелликӱмменъ вуоды̀зèлъ кäвèлèндäлъ элäмäттӧмäсъ муасъ.
Сèнъ кäвèлèндäнъ лоппы̀есъ, Мойсей куоли ускалдèтунъ муанъ раялъ; Iисусъ Навинъ вèды̀ Еврейтъ сы̀хъ муахъ, войтты̀ сіэ элäя̈тъ рагвагатъ, и яқой сèнъ муанъ какситостукӱмменèлэ Еврелойнъ ровулэ.
Юмалъ авутты̀ сійтъ Омалэ рагвагалэ уузы̀лъ куммилъ. Ёрдану ёқи рубей пақèнèмахъ ӱлäхъ-пäйнъ, и я̈тты̀ погьянъ куйваксè, ётта Еврейтъ войданусъ меннä сèнъ-пойкки. Iерихонанъ линнанъ сèйнäтъ, кудамисъ ӱмбäри Еврейтъ сèйзотты̀хъ, куавутты̀хъ сèндäхъ вай, ётта ӱмбäри гäнèсъ каннèлты̀хъ лійтонъ кивоттуа, и Папитъ сойтèтты̀хъ торвилойхъ.
Краткая Священная исторiя. Странствование eвреев в пустыне и вход в землю обетованную
Russian
Странствование eвреев в пустыне и вход в землю обетованную.
Евреи шли из Египта в землю Ханаанскую через пустыню Аравийскую.
Чтобы они лучше могли утвердиться в вере в Бога, Он сотворил для них во время этого странствования многие чудеса. Ангел Божий шел пред ними, днем в облаке, а ночью в столбе огненном, и показывал им путь.
Как у них не стало хлеба, то Бог питал их манною, которая по утрам сходила с неба.
Однажды, когда они не находили воды, кроме горькой, Бог повелел Моисею положить в оную некоторое дерево, и она сделалась годною к употреблению.
В другое время, когда они совсем не находили воды, Моисей, по повелению Божьему, ударил посохом в каменную гору, и из нее потекла вода в таком множестве, что ее довольно было для шестисот тысяч Евреев.
Несмотря на все это, Евреи не были верны Богу. Когда Моисей, по повелению Божьему, был на горе Синан сорок дней; в то время они слили золотого тельца и поклонились этому идолу, как Богу. Многократно роптали на Моисея, и на Самого Бога. Когда, приближаясь к земле Ханаанской, узнали, что народы, живущие в ней, сильны; Евреи оказали в себе столь мало надежды на Бога, Который вел их в эту землю, что хотели было идти назад в Египет. Бог наказал их за это сорокалетним странствованием в пустыне.
Под конец этого странствования Моисей умер на границе земли обетованной; Иисус Навин ввел в нее Евреев, победил жившие в ней народы, и разделил ее двенадцати племенам Еврейским.
Бог помог в этом народу своему новыми чудесами. Река Иордан потекла вверх, и оставила сухое дно, чтобы Евреи могли перейти чрез нее. Стены осажденного города Иерихона пали от того только, что вокруг него носили кивот завета, и Священники вострубили в трубы.