Краткая Священная исторiя. Данiиланъ сейччеминъ айятъ
Данiиланъ сейччеминъ айятъ.
Кiйру, Персiянъ кунинқасъ, войтты̀ ичелэ Вавилонанъ кунинқасъ-муанъ, и муқа, куй санотты̀хъ Арбуаюнiэкатъ, андой Iудейнъ рагвагалэ валланъ меннä я̈риллèхъ омахъ муахъ и уувèссахъ луадiэ Ерусалиманъ и гäнèсъ Юмаланъ кирикöнъ.
Ерусалимахъ тулдуу Ӏудейтъ iя̈ды̀хъ Персiянъ кунинқагойнъ-алъ; и гèйя̈нъ авуттаесъ луаиттыхъ тойнè Ерусалиманъ кириккö.
Арбуаюнiэкатъ, Аггей и Захарей, кегитèтты̀хъ и вақавутèтты̀хъ гèйдӱ сiйтъ дiэлосъ; а Малахей саной эннèнъ-пäйнъ, ётта сiйтъ самасъ кирикöсъ озутахъ Христосъ.
Конзу Македонанъ Александру гäвитты̀ Персiянъ кунинкасъ-муанъ и азèтты̀ Грекалайзiэнъ кунинқасъ-муанъ; силлойнъ Iудейтъ руветтыхъ энäмбäлъ эннистӱ лäгèнемäхъ Грекалайзiэнъ, Египталайзiэнъ, и я̈лқимäй Римляналайзiэнъ-кере. Пӱгä кирьютусъ оли кiäнèттӱ Грекалайзiэнъ кiэлехъ, кудамалъ пайсты̀хъ сууринъ пуоли рагвасту сы̀лъ айқуа.
Куй Iудейтъ олды̀хъ вäгä-вäқевäтъ, сè гӱö äйю пагутту тирпетты̀хъ лäгимäйзисъ рагвагисъ. Кайккiэ ковиманъ аямизèнъ тирпеттыхъ гӱö Сирiянъ кунинқагасъ, Антiохасъ Епифанасъ, кудай тахтой азеттуа гèйлъ пақанойнъ усконъ кумардèлèмизèнъ, и Ерусалиманъ кирикöсъ сèйзатты̀ валèгъ-юмаланъ куванъ. Маккавейлойнъ перехъ, паппилойнъ родуу, рубей пуолистамахъ ойқiэду ускуо. Гӱö (уувèссахъ) азèтèтты̀хъ Юмаланъ слуужбанъ-пидäминè Юмаланъ законуа-мӱö, вардойтты̀хъ ома муа и ройттыгèзè Ӏyдейнъ пiäликкö-мiэгиксè.
Ӱхтèллèхъ Iудейлè сы̀лъ айқуа айносъ по̀читай пиды̀ варата, ётта-куй пақанатъ мӱöстей эй-отèттасъ гèйя̈нъ-пiäлъ валдуа. Сы̀лъ вайкiэлъ айқуа гӱö вақавутèлты̀хъ иччiэ сы̀лъ тойволъ, ётта тèрвäхъ тулоо ускалдèтту Христосъ. Но äйя̈тъ гèйсъ гайротты̀хъ, тойвоесъ, ётта Гäй тулоо азèттамахъ муаллисту кунинқасъ-муаду, кудамасъ гӱö ройтагèзè (энзимäйзèтъ элäя̈тъ и рувèтахъ) пидäмäхъ вангèмбутту тойзiэнъ-пiäлъ.
Краткая Священная история. Времена седмин Данииловых
Russian
Времена седмин Данииловых.
Кир, царь Персидский, покорил себе Вавилонское царство, и, согласно с пророчествами, дал Иудеям свободу возвратиться в свое отечество и вновь построить Иерусалим и в нем храм Божий.
Возвратясь в Иерусалим, Иудеи оставались в зависимости от царей Персидских; и под покровительством их создали второй храм Иерусалимский.
Пророки Аггей и Захария побуждали и подбадривали их в этом деле; а Малахия предсказал, что в этом самом храме явится Христос.
Когда Александр Македонский разрушил царство Персидское и основал Греческое; тогда Иудеи вошли более прежнего в отношения с Греками, Египтянами, и наконец с Римлянами. Священное Писание переведено на Греческий язык, самый употребительный между народами тех времен.
Будучи малосильными, Иyдеи многое терпели от соседних народов. Самое жестокое гонение претерпели они от Сирийского царя Антиоха Епифана, который хотел было ввести у них языческое богослужение, и в самом храме Иерусалимском поставил идола.
Семейство Маккавеев, священнического рода, восстало на защиту истинной веры. Они восстановили Богослужение по закону Божьему, защитили свое отечество и сделались начальниками Иудеев.
Впрочем Иудеи в те времена почти непрерывно чувствовали себя в опасности нового порабощения язычниками. В этих трудных обстоятельствах, они ободряли себя надеждою, что скоро придет обещанный Христос. Но многие из них ошибались, думая, что Он придет устроить земное царство, в котором они будут господствовать.