Гапеева Алина
Жизнь под стук колес
русский
Работники железной дороги в первое воскресенье августа отметят свой профессиональный праздник. В этом году он будет праздноваться седьмого числа.
В числе железнодорожников отметит профессиональный праздник эссойльчанка Людмила Васильевна Вакалюк. Для пенсионерки это особый день: ее жизнь с самого рождения связана со стуком колес проходящих мимо поездов. Начнем с того, что Людмила Васильевна родилась в доме, который стоял рядом с железнодорожной станцией Эссойла. Малышка засыпала и просыпалась под звон рельсов и вагонных колес. Так сложилось, что место жительства женщины определило ее жизненный путь. Впоследствии она отработала дежурной на станции Эссойла около 38 лет. Ее нелегкий труд руководство не раз отмечало грамотами и благодарностями. Да и сейчас не забывают бывшую работницу - каждый юбилей дарят подарки от Совета ветеранов РЖД.
Волевой характер – это от мамы
Свой рассказ она начала с фотографии мамы из семейного альбома. Ее мама Александра Ивановна была простой трудолюбивой женщиной. Она воспитывала единственную дочку без мужа. В общем, детство у Людочки было бедное, как и у многих девчонок и мальчишек того времени. Малышка без дела не сидела - по силам помогала матери по дому. Она рассказала, что мама больше тридцати лет отдала железной дороге. Сначала была путевым обходчиком, а потом монтером пути.
Самого родного человека в ее жизни - маму, женщина вспоминает с теплотой.
- Вы только представьте, насколько она была скромная женщина. Я бы даже сказала скрытная, – в подтверждение своих слов Людмила Васильевна показала пачку документов и справок участника Великой Отечественной войны на имя Александры Ивановны. – Вот, посмотрите. Это справка от 1945 года на получение медали "За победу над Германией". А эта бумажка на оформление денежного пособия. Я их случайно обнаружила, будучи уже взрослой и даже представить себе не могла, что моя мама прошла войну. Ведь разговоров в доме о страшных событиях она никогда не вела.
Стоит отметить, что волевые черты характера и трудолюбие Людмила унаследовала именно от мамы.
Главное - не сбиться с пути
После окончания школы у Люды настал выбор профессии. Со школьным аттестатом она поехала поступать в Карельский педагогический институт на факультет физического воспитания. Сдав экзамены по легкой атлетике, плаванию и гимнастике девушка поняла, что не видит себя в роли учителя, поэтому забрала документы и вернулась домой.
Мама сказала, что я должна идти на работу, - жить на одну ее зарплату непросто.- рассказала Людмила Васильевна. - Как раз на железную дорогу требовался монтер связи на станцию. Кутижма в линейно-аппартный зал (ЛАЗ). И я устроилась работать монтером связи на станцию Кутижма.
Для семнадцатилетней девушки работа на железной дороге показалась сложной, но очень интересной. Попутно замечу, что свой первый рабочий день женщина помнит как вчера.
- Старший механик мне все объяснил на словах, что делать, - вспоминает Людмила Вакалюк. - Я боялась пропустить слово мимо ушей, поэтому все записала в тетрадку.
Люда оказалась способной ученицей. Дело у нее пошло, как по маслу.
А после выполнения своих непосредственных обязанностей, она спешила в "дежурку" к тете Вале, где находился центр управления поездами (в пределах данного участка пути). Специальное устройство с кнопочками, тумблерами и мигающими лампочками в глазах молоденькой Люды напоминал космический корабль и вызывал магическое чувство. Кроме того, девушку удивляло то обстоятельство, что дежурная по станции единственная, кто имела право распоряжаться всеми вопросами движения поездов (приемом, отправлением и пропуском). Этакий командир получается. Людмила подолгу наблюдала за работой тети Вали и впитывала в себя, как губка всю информацию, профессиональные термины и нюансы этой работы.
Время не прошло даром: девушка твердо решила, что тоже хочет быть дежурной по станции. Она дождалась начало следующего учебного года и поступила в училище, где готовили специалистов для железнодорожного транспорта в городе Петрозаводск. Ее охотно приняли, как говориться, с руками и ногами.
Студентка училась на "отлично". Знания, приобретенные на практике, помогли с лету осваивать учебный материал.
- Мне многое уже было известно о специфике работы на железнодорожной станции, – говорит с улыбкой Людмила Вакалюк. – В то время, когда мои сокурсницы просиживали за учебниками, я смотрела очередной фильм в каком-нибудь кинотеатре.
Виноват ли стрелочник?
Ко всему прочему, на практике студентка успела поработать в качестве стрелочника. Увидеть сегодня ручные стрелочные переводы и крохотные домики дежурного стрелочного поста на железной дороге уже практически нигде невозможно. Только в то время задавать маршрут поезду приходилось вручную.
- Ох, и побегала я на практике в Томицах! продолжает вспоминать Людмила Васильевна. – Нелегкая это работа. Стрелка не переведется так просто. Иногда, чтобы задать маршрут для одного поезда приходилось переводить по шесть стрелок. А после прохождения состава с одного пути на другой необходимо вернуть их в прежнее положение.
К слову сказать, известное всем высказывание "Стрелочник во всём виноват", ставшее когда-то крылатым, бывшая работница понимает буквально. Ей помнится случай, когда по ошибке стрелочницы чуть не столкнулись лоб в лоб два товарных состава на станции Паперо. Машинисты вовремя успели принять экстренные меры. Локомотивы остановились в полуметре друг от друга.
Главная по станции
После окончания учебного заведения молодого специалиста уже ждали на работу в родных местах. Девушка с радостью приступила к своим обязанностям, и целые дни крутилась, как белка в колесе: принимала и отправляла составы, продавала в кассе билеты. А еще не забывала вовремя принести уголь и воду для отопления всего здания станции.
Ее нередко отправляли в командировки. На железной дороге женщина успела потрудиться на всех станциях, расположенных на участке Петрозаводск – Суоярви.
- Я больше всего боялась грозы, - говорит она. – Случалось, что ударившая молния выводила из строя пульт управления в дежурном помещении. Что делать? В таком случае на станцию вызывался механик по обслуживанию оборудования. До устранения неисправности управление движением поездов осуществлялось в ручном режиме ( писали записку машинисту на бумаге) по инструкции.
Отдушина
Людмила Васильевна Вакалюк уже семнадцать лет находится на заслуженном отдыхе. Работа ей перестала сниться лишь недавно. К сожалению, семидесятидвухлетнюю женщину часто беспокоит давление – видать на здоровье сказались ночные смены и переживания ответственности за выполнение задачи.
Кстати, у Людмилы Васильевны есть взрослые сын и дочь. При этом особой гордостью для пенсионерки стали внучки – Соня и Оля. Вместе с девочками бабушка лепит из пластилина поделки, участвует в создании картин, гуляет, печет блины, занимается вязанием. Эти нехитрые занятия действуют на пожилого человека как бальзам на душу.
А еще пенсионерка любит, взявшись за руки с внучками, неспешно прогуливаться на станцию Эссойла. Монотонный шум и вибрации от проходящих составов до сих пор волнует душу бывшей железнодорожницы.