Рассказ о бабушке
русский
Хочу рассказать о судьбе бабушки Мошниковой (Варфоломеевой ) Акулины Васильевны. Родилась она 26.06.1898 года в деревне Совдозеро Суоярвского района в семье зажиточного по тем меркам мужика Василия Васильевича Варфоломеева и его супруги Анны Васильевны. В семье было много детей, но сестра у нее была одна, остальные - младшие братья. В 1920 году вышла замуж за Николая Боярова из соседней деревни Семчегора ( в музее Поросозерской средней школы сохранилась ее свадебная блузка). В 1926 году в семье родилась дочь Ольга. Недолго прожили молодые. В те годы многие мужчины из пограничных деревень ходили на заработки в Финляндию.
Ушел и Николай. И не вернулся. Пропал. Бабушка погоревала-погоревала и в 1931 году вышла замуж за деревенского парня, колхозного пастуха Николая Мошникова. В 1932 году родился мой отец Михаил, потом дочка Маша.
Был у них с мужем еще один ребенок, родившийся в 1937 году, но прожил всего лишь месяц. Умер после того, как забрали по доносу второго мужа и расстреляли в Красном бору под Петрозаводском. Бабушка об этом узнала спустя годы, когда его уже реабилитировали. А так всего годы жила как жена врага народа.
В сентябре 1941 года всех деревенских начали эвакуировать в Сибирь. Эвакуацию баржами ждали в д. Ламбасручей. Вот туда, неизвестно каким образом, и приехал из Финляндии Николай Бояров. Хотел забрать жену с собой в Финляндию, но бабушка так и не ушла с ним, возможно, мать и сестра отговорили. В Сибири,как и все наши женщины, жила с детьми у местной хозяйки и работала в колхозе.
Вернулась в 1944 году баба Акулина вернулась с матерью и детьми в родную деревню. Сестра Клава осталась в Сибири, а отец Василий Васильевич умер по дороге домой, похоронен на Валдае. Братья в это время были на фронте. Скоро в деревню пришли финны. Велели взять все необходимое и вместе с сыном по Гимольскому озеру вывезли на лодке в Финляндию на хутор близ города Миккели. ( папа говорил, что название хутора было Ахвенламби).
Хозяева относились к ним неплохо. Хозяин хутора был чемпионом Финляндии по конным скачкам(к слову, я была в 2001 году на ипподроме в г. Миккели). Все стены были увешены его фотографиями на лошадях. Бабушка ухаживала за коровами, а папа пас лошадей. В 1945 году , после окончания войны вернулись в Россию, только их сначала отправили в Псков. В родную деревню они не попали, потому , что ее сожгли ее дотла. Вернулись спустя полгода, жили в землянках. Из мужчин после войны в деревне было лишь четыре человека. Кто погиб, а кого еще раньше репрессировали. Были лишь парни одного с папой года рождения -1932.
Потихоньку начали строиться. Деревня отстроилась лишь к началу 50-х. Построили клуб , школу ,контору, почту,амбулаторию. Женщины работали в колхозе, а дети управлялись по дому, рыбачили, пасли скот.
В 1970 году в деревню пришло письмо, которое не сразу попало к бабушке , а сначала к жене ее брата, поскольку на конверте было написано Варфоломеевой А.В. ( жену брата звали Анна Васильевна).
Когда бабушке прочитали письмо, а она грамоты не знала, разговаривала только по-карельски, она взяла таз с посудой ,пошла на речку , мыла на мостках посуду, плакала и пела старинную карельскую песню Kazvatti.
Письмо было от Николая Боярова из Швеции. Он интересовался ее здоровьем, детьми. Спрашивал, сможет ли бабушка приехать в Ленинград, чтобы встретиться. Прислал фотографию, на которой важный господин в окружении цветов сидит в день своего 70-летия. Сообщал, что у него в Швеции двое сыновей. Бабушка грамоты не знала, поэтому попросила ответить меня. Я писала под ее диктовку. Потом из Швеции приходило еще несколько писем, но бабушка не хотела отвечать, поскольку он настаивал на встрече.
Спустя много лет, благодаря одному знакомому шведу , я узнала, кем же стал Николай Бояров в Швеции, но только не было уже в живых ни его, ни сыновей.
А бабушка прожила до 90 лет и умерла вскоре после своего юбилея.