[Жена-доказчица]
    
        Russian
    
      
        Были муж да жена, они оба батрачили, одна ходила на поденщину, второй батрачил. 
 Жена была ненадежная, всегда разбалтывала, что говорил муж. 
 
 Они думали оставить батрачество и поденщину, и мужик сделал мережу и стал рыбу ловить. Жена ему еду готовит и все в деревне болтает, где муж рыбу ловит. После мужик стал силки ставить, птицу добывать. Жене запрещает говорить, где поймал птицу, а жена все равно говорит. 
 
 Как-то раз идет в боярский лес силки ставить, ходил туда в боярский лес неделю подряд каждый день. Там в один день как идет в лес с собакой, так встречается им очень большая кочка. И собака стала сильно лаять на эту кочку. Мужик пригляделся к кочке и замечает, что кочка разворошена и снова закрыта, и он снова разрывает ее. 
 
 Смотрит, а там чугунный котел в кочке. Котел как снимет оттуда и откроет – полный котел золота. Он думает: "Взял бы да", а потом думает: "Не возьму, жена выскажет", и обратно опустил котел в кочку. А сам идет мережи смотреть и снимает рыбу из мереж и кладет в силки, а птиц из силков тоже вынимает прочь и кладет в мережи. Домой приходит, садятся есть, и жене муж говорит:
 – Сказал бы, жена, никому бы не пересказала, так сказал бы. 
 
 Жена начинает упрашивать:
 – Скажи! 
 Муж и говорит:
 – Не скажу, не скажу. 
 – Скажи, – говорит жена, даже в ноги кланяется, – только скажи, муженек! 
 Ну, муж и говорит:
 – Там-то нашел котел золота. 
 
 А жена и спать не может, так ей хочется на деревне сказать. Ну, в тот вечер муж удерживает жену, не отпускает в деревню. Утром уже жена в деревне говорит:
 – Знали бы вы, что мой муж нашел в лесу! 
 Мужик и говорит жене:
 – Пойдем, сама возьмешь золото из котла, раз на деревне рассказываешь. 
 
 И идут туда, приходят. По пути мережи смотрят: куропатки в мереже, тетерева. Идут там силки смотреть, там в силках рыба, щуки, окуни. Это все тоже кладут в мешок. Потом идут деньги брать к кочке. Деньги берут и приносят домой. У одного мешок на спине, у другого – второй. Домой как приходят, и на другой день идет жена в лавку. Там покупает еду, питье, они едят, пьют. 
 
 – Что нам теперь не жить, – говорит там в деревне, – есть добра вдоволь! 
 Ту еду и питье съели и выпили, и жена идет на следующий день в лавку и спрашивает у мужа:
 – Купить ли бутылку хорошего вина? 
 Муж и говорит:
 – Купи, брат! 
 
 Жена идет в лавку и покупает две бутылки. Приходят домой, пекут блинов и всего и садятся с мужем есть. Как поели и повеселели, жена и говорит мужу:
 – Не позвать ли куму сюда, пусть бы поела с нами. 
 Мужик говорит:
 – Иди позови. 
 
 И приходит там кума, стали есть и пить, кума стала расспрашивать:
 – Как вы теперь так хорошо живете, да всего у вас есть? 
 При муже жена не смела сказать, а идет провожать. Провожать как пошла, и там говорит куме:
 – Вишь, мы нашли денег, так на всю жизнь хватит. 
 
 Та женщина передала весть на следующий день в тот дом, где они батрачили:
 – Не потерялись ли у вас деньги, не они ли взяли? 
 
 На другой день к ним приходит богач расспрашивать, приносит вина и поит их вечером, мужа да жену. Как повеселели, так жена и стала сказывать:
 – Сперва как пошли, – говорит, – так посмотрели по пути мережи, в мережах тетерева да куропатки. Потом пошли силки смотреть, в силках щуки да окуни. Потом, – говорит, – зашли в боярский лес и из кочки взяли деньги. 
 
 Богатый как узнал это и пошел прочь, да и пишет этот богач боярину, что "твои деньги взяли". Боярин как узнал – так и пошел к кочке смотреть деньги. Приходит, а денег в кочке и нет. К ним и приходит боярин и начинает спрашивать:
 – Как ты разбогател и ходил ли ты в мой лес? 
 А мужик отпирается:
 – Я, – говорит, – и не знаю твоего леса, я здесь ставлю силки да все. 
 
 Боярин в суд и подает, раз отпирается. Боярин свидетелей привел, и суд начался. Повестки приходят: в такой-то и такой-то день будет суд. Приходят судьи судить, и зовут их в суд. Судья и начал спрашивать:
 – Ходил ли ставить ты силки в боярском лесу? 
 
 Мужик отпирается, говорит:
 – Раз только заходил, – говорит, – и то заблудился. 
 – Взял деньги из муравейника? – говорит боярин. 
 – Как, – говорит, – не брал, откуда я знаю, где были его деньги! 
 – Не скажешь, – говорит, – сам, так... 
 
 В свидетели вызывают куму да и богача с женой и спрашивают у старухи [кумы]:
 – Как она тебе говорила? 
 Старушка и говорит:
 – Меня позвали в гости, потом напоили вином допьяна, и жена его мне сказала по дороге домой, что "мы нашли много денег". Потом, – говорит, – я дала весть богачу, не его ли деньги он взял. 
 
 Потом богача вызывают туда, говорит:
 – Мне старушка принесла весть, не взял ли ваших денег ваш прежний батрак? Потом мы пошли к ним, с собой принесли вина и напоили обоих пьяными. Потом сказала жена: "Пошли с мужем мережи смотреть, потом, – говорит, – силки посмотрели и деньги с мужем взяли из боярского леса". 
 
 Женщину ту вызывают и спрашивают:
 – Как же вы деньги взяли? 
 – Взяли так: мужик, – говорит, – взял меня, мережи там смотрели. В мереже потом были куропатки, рябчики, тетерева. Потом пошли силки смотреть, в силках были щуки, налимы. 
 
 Судья подходит к женщине и дает пять розог:
 – Иди, – говорит, – не в своем уме ходишь. 
 А этой куме двадцать пять розог: чего разносишь пустые вести. А богачу пятьдесят розог, и, что затрачено на суд, это уплатить. 
 – Смущаешь людей, он батрачить у тебя бросил, а тебе надо, чтобы снова стал батрачить! 
 
 А боярину присудили второй котел денег накопить и в кочку отнести. Мужику – ничего. И пошли домой с женой, и мужик надавал жене тумаков, отдубасил:
 – Вот, – говорит, – за длинный язык! 
 
 Потом стали потихоньку жить да быть, жена бросила пересказывать.