место записи:
Аконлакши, Калевальский р-н, Республика Карелия,
Источник:
Огнева Ольга, Конкка Алексей, Праздники и будни = Pyhat da arret: карельский народный календарь, 2013, с. 121
Перепечатано из: Virtaranta Pertti. Vienan kansa muistelee. Porvoo; Helsinki, 1958. S. 586.
Kun lähettih ristileipie kantamah
карельский: собственно карельское наречие
Ухтинский
Kun lähettih ristileipie kantamah nin otettih leipä ta pantih šuolua ta šiitä pantih ristimuamolla räččinä tahikka peretnikkä. Tahi kellä oli enämpi mistä panna ni se pani ihan kostoh soate. Siitä ristimoamolla annettih ta siitä jalkah kumarrettih. Yškäh heitettih ristimoamolla ta šiitä jalkah kumarrettih: ristileivät ota vaštah! — No ristimoamo otti ne vastah. Siitä ristimoamo vastai suuremmalla mitalla, enämmän se sieltä lahjoa vastah anto. Se anto kostuo ta räččineä ta peretnikkeä ta paikkoa ta... Ristitoatolla kannettih paitavoate tahi puksuvoate tahi mitä semmoista.
— Mimmoni se ristileipä oli?
Se oli tavallini leipä, niinkun Karjalassa leivottih semmoini.
— Oliko siinä ristileivässä mitänä ristie näkösällä?
Olihan siinä semmosella päriellä tahi sul’ččinalassalla paineltu ristih, jotta siih tuli niinkun verkon silmät.
— Voitihko ristileivät kantoa semmoisella ken ei ollut lasta ristieissä pantu ristitoatoksi?
Voitih kantoa. Jos sattu ninkun keltä ristitoatto eli ristimoamo kuolomah tahikka mäni loitommaksi jotta ei voitu kantoa ristileipie, nin ketä himotti siitä ristitoatoksi niin se siitä ristitoatoksi tahi ristimoamoksi nossettih. Ta kannettih siitä sinne ristileivät.
Когда шли раздавать хлебцы с крестом
русский
Когда шли раздавать хлебцы с крестом, то брали хлебец, клали соль и сорочку или передник для крёстной. Или если у кого была возможность больше положить, тот накладывал прямо до сарафана. Потом крёстной отдавали и в ноги кланялись. Клали всё это крёстной на колени и кланялись в ноги: прими хлебцы с крестом! Крёстная принимала хлебцы с крестом. Потом крёстная в ответ дарила больше подарков. Она давала сарафан или передник, платки... Крёстному относили отрез на рубаху или штаны или что-нибудь подобное.
— Как выглядел хлебец с крестом?
— Это был обыкновенный хлеб, какой пекли в Карелии.
— На хлебце с крестом был какой-нибудь крест?
— Лучиной или лопаточкой для сканцев прижимали тесто крестообразно так, что получались как будто ячеи сети.
— Могли ли относить хлебцы с крестом тому, кто не был при крещении ребёнка назван крёстным?
— Могли. Если у кого-нибудь умирал крёстный или крёстная, или уезжал подальше, что не могли туда отнести хлебцы с крестом, то крёстным или крёстной называли того, кого хотели. И несли туда хлебцы с крестом.