Краткая Священная исторiя. Кунинқагатъ
Кунинқагатъ.
Какси Самуиланъ пойқуа рувèтты̀хъ оттамахъ лагьюа и эй рувèтту ойқiэсти суудимахъ. Сèндäхъ Еврейтъ тахтотты̀хъ суа ичелэ кунинқаганъ.
Юмалъ, Самуилинъ-каутè, пани гèйлэ Кунинқагаксè Саулинъ, Венiаминанъ родукуннасъ. Самуили войды̀ гäнèнъ пӱгäлъ мiйролъ, но Саули эй тоймитаннухъ Юмаланъ кäзкӱӱ.
Гäнèнъ сiяхъ Юмалъ валличчи Давиданъ, Iессейнъ сèйччемесъ пойясъ нуориманъ, Iуданъ родукуннасъ.
Давиду тули куулужаксè сы̀лъ, ётта войналъ тапой кивелъ Голiафанъ Филистимлянализèнъ, кудай оли ӱлèнъ суури казволъ и ӱлèнъ вäқевӱ. Сèндäхъ Саули рубей пидäмäхъ пагуа мiэльдӱ Давиданъ-пiäлè. Но Давиду оли тӱӱни и тирпи гäнèсъ питкӱайқузèнъ вигуанданъ и муутъ пагуотъ, сèндäхъ, ётта куннивойтты̀ гäндӱ, куй Юмаланъ войеттуу.
Давиданъ тӱӱнӱсъ и Юмалуа-мӱö элäндӱ суады̀хъ гäнèлэ ериномайзèнъ Юмаланъ армонъ. Саулинъ куолèнданъ я̈ллèсъ гäй оли кунинқаганну Еврелойнъ-пiäлъ, войтты̀ äйя̈тъ рагвагатъ и лèвèнды̀ оманъ кунинқасъ-муанъ; но ми онъ кайккiэ каллèгèмби, куй и Аврааму-қи, уувессахъ сай ускалмонъ, ётта гäнèнъ родукуннасъ родiэгèзè муаилманъ Спуассу. Кудай лiэнöö олèмахъ кунинқаганну кайкенъ iя̈нъ.
Давиданъ я̈ллèсъ оли кунинқаганну Соломонъ, гäнèнъ пойқу. Гäй оли куулужа вiйзагуолъ, кудаманъ пакиччи Юмаласъ малитулъ. Энзимäйзèнъ скинiянъ сiяхъ гäй азуй, Юмаланъ кiйтèттäвäксè, ӱлèнъ гӱвäнъ кирикöнъ кунинқаганъ линнасъ Ерусалимасъ. Гäнèнъ кунинқасъ-айқу оли равгу.
Куйтèнқи Соломонъ, вайкка оли и вiйзасъ, эй-оллухъ ӱлèнъ тарку. Гäй рубей элäмäхъ левiэсти и кавнèгèсти, рубей сувайччемахъ пақанойнъ найзiй, а нäмäтъ найзèтъ суатèтты̀хъ гäнèнъ пäқанойнъ ускохъ. Сèндäхъ гäй каймай Юмаланъ армонъ и рикой оманъ кунинқасъ-муанъ.
Гäнèнъ куолтуу гäнèнъ кунинқасъ-муа эрой. Какси родукундуа, Iуданъ и Венiаминанъ, iя̈ды̀хъ куундèлèмахъ гäнèнъ пойқуа Ровоамуа; тойзèтъ кӱмменèнъ эротты̀хъ, и гèйя̈нъ-пiäлъ рубей кунинқагаксе Iеровоаму. Муқа тули какси кунинқасъ-муаду: Iудейнъ и Израилинъ.
Iеровоаму варай, ётта-куй гäнèнъ кунинкасъ-муанъ рагвасъ эй-менисъ мӱöстей ӱхтèхъ Iудейнъ кунинқасъ-муанъ кере, конзу гӱö рувèтаннèхъ кäӱмäхъ Ерусалимахъ кумардуксèлэ ойқiэлэ Юмалалэ, и сендäхъ гäй пиды̀ гуолду кiäнды̀ä гèйдӱ пақанойнъ ускохъ. Пагусъ сè левiй, а сèнъ-vкере и пақанойнъ табахъ элäндӱ; а сèндäхъ Израилинъ кунинқасъ-муа гäвiй. А куй пагусъ сè мени и Iудейнъ кунинкасъ-муахъ; сèндäхъ гäвiй и сè, вай мӱöгемби Израилинъ кунинқасъ-муаду.
Краткая Священная история. Цари
русский
Цари.
Два сына Самуила предались лихоимству и нарушали правосудие. По сему случаю Евреи пожелали иметь Царя.
Бог, через Самуила, назначил им в царя Саула, из племени Вениаминова. Самуил помазал его священным миром, но Саул не исполнил воли Божьей.
Вместо его Бог избрал Давида, младшего из семи сыновей Иессея, из племени Иудина.
Давид прославился тем, что на войне пращным камнем убил Голиафа Филистимлянина, необыкновенного роста и силы. Саул позавидовал его славе. Но Давид с кротостью и терпением перенес от него долговременное гонение, почитая в нем помазанника Божьего.
Кротость и благочестие Давида приобрели ему особенное благоволение Божье. После смерти Саула, он царствовал над Евреями, победил многие народы, распространил свое царство; но что всего важнее, подобно Аврааму, вновь получил обетование, что от его племени родится Спаситель мира, который будет царствовать вечно.
Преемником Давида был Соломон, сын его. Он славен мудростью, которую испросил от Бога молитвою. Вместо прежней скинии, он создал во славу Божью великолепный храм в столичном городе Иерусалиме. Его царствование было мирное.
При всей мудрости, Соломон не довольно был осторожен. Он впал в роскошь, пристрастился к языческим женщинам, и они вовлекли его даже в идолопоклонство. Таким образом лишился он благоволения Божьего и расстроил свое царство.
По смерти его царство его разделено. Два племени, Иудино и Вениаминово, остались верны сыну его Ровоаму; прочие десять отложились, и над ними воцарился Иеровоам. Так произошли два царства: Иудейское и Израильское.
Иеровоам опасался, чтобы его подданные не присоединились опять к царству Иудейскому, если будут ходить в Иерусалим на поклонение истинному Богу, и потому старался совратить их в идолопоклонство. Зло это распространилось, а с ним и языческое повреждение нравов; и от того царство Израильское разрушилось. Поскольку та же зараза проникла и в царство Иудейское; то разрушилось и оно, только позже Израильского.