Пунжина Александра Васильевна
Выращивали хлеб
русский
В какую пору вывозят на поля навоз?
А навоз надо вывозить сейчас и запахать его. Да. А потом пашню проборонишь, земля отлежится, и затем пашешь на второй раз. Да вот [сейчас], когда рожь поспевает, уже [пора] и [озимые] сеять. Ну, бывает, что на сильной земле рожь и поляжет. Перед цветением рожь поляжет, а когда цветёт – цвет в ней пустой, нет ничего – пустой колос. Пустой колос, и урожая в нём нет, плохое [зерно]. Рожь как поспеет (были ведь полосы, свои полосы, а народ был всякий) – некоторые были [такие]: знали, а может ничего и не знали, а пройдут с серпом всё поле, "пережнут" всё. И обычно поговаривали: это спорость отбирают, хлеб не будет спорым.
Когда созревает рожь?
А вот молния сверкает, говорят: яровые поспевают, яровые. Малина как поспеет, и рожь поспевает; тут уж начнёшь жать рожь. На нашей земле [хлеб], конечно, растёт: и овёс растёт, и рожь растёт, но лучше (‘больше’) растёт лён. У нас в Калининской области лён очень хороший, лён у нас хороший.
Для сева готовили семенное зерно?
Раньше мы сеяли старой рожью, а не с нового урожая, свежей мы никогда не сеяли. В амбаре пролежит год, потом мы этой рожью и сеяли. А [семена] подготавливали – веяли, конечно; тогда веялок не было и веяли лопатами. А хранили в амбаре и клали [чертополох] (трава такая растёт, чертополох, – и эту траву клали), чтобы мыши не травили (‘не ели’) зерно.
Мельницы были водяные, [река] была запружена плотинами, водяными мельницами (‘водой’) и мололи. Отвезёшь воз или два зерна (‘хлеба’), смелешь там; в амбар выгрузишь рожь, а когда черёд подойдёт, идёшь [и] смелешь, а потом домой и привезёшь муку (‘хлеб’). Притом крупорушки были, крупу рушили, из овса и ржи делали крупу. Вот так. Отвезёшь на крупорушку, а там лошадь крутит [вал], крупорушка и работает. Каменный [жёрнов], тоже отбивают, как и на мельнице.
Рожь помолотите, помелете, а солома [куда]?
Всё шло в дело, ржаная солома шла на покрытие крыши, тогда ведь мало [крыли] дранкой, все крыши больше соломенные были. Крышу покроешь, постельники набьёшь, и в хлеву ведь нужна настилка, на всё требовалась ржаная солома. А соломой от яровых кормили коров, до Рождества кормили коров соломой, а потом под весну станешь кормить сеном, чтоб поддержать корову. Да, ржи сеяли помногу, ходили на толоку, и я ходила, была на толоке и у попа. Много народу [там] было, почти весь приход. Вот и жнёшь целый день рожь серпом. И к дьячку ходили на толоку, и сами собирали толоку. А ещё и косить, косить ходили толокой.
Раньше [зерно] веяли лопатами. Отходы были, полова, это таскали курам, во двор вынесешь курам [целую] корзину, куры и роются день. А мякину от льна убирали в пуню, потому что кормили кур и свиней мякиной. В пуню уберёшь, а потом решетом просеешь её, положишь в чугуны, ошпаришь [кипятком] и кормишь свиней.
Конопля. Что это такое?
Конопля – это растение такое. Коноплю закладывали в мочку, в мочке, на реке, она лежала три недели, три недели в реке. Потом её поднимешь, вытащишь и поставишь её [для просушки] в конуски. Поставишь пучочками, они высохнут, а затем уберёшь в гумно. А там помнёшь [мялкой], конопля будет [готова] на верёвки. Вили верёвки из неё. Вот. А в конопле посконь бывает, посконь в конопле, посконь. И посконь мы тоже теребили, [но] в мочку посконь не клали, а расстилали на лугу. Расстелем, он вылежится, как и лён. Вылежится, посконь тоже помнём: всё это шло на верёвки. А верёвки, конечно, нужны были, из конопли верёвки были очень прочные, они годились [на всё]: мы крепили [ими] возы, нужны были на постромки к хомуту при бороновании (иным не на что было купить гужи), и на верёвочные гужи шли.