Работник Хома
русский
Есть там в деревне бедный мужик, Хомой звать. Отправляется он по свету, не возьмет ли кто в работники. Идет по тракту, едет поп навстречу. Поп спрашивает у него:
– Куда, мужичок, идешь?
– Иду работу искать, не возьмет ли кто в работники.
Поп говорит:
– Я еду работника искать, не пойдешь ли ко мне?
– Пойду, брат, мне все равно.
– А как звать-то? – поп спрашивает.
– Звать Хомой.
Поп говорит:
– Не велела попадья брать [работника] по имени Хома.
Они [разошлись], один в одну сторону, другой – в другую. Хома думает, [как] немного прошел: "У попа батрачить хорошо было бы. Пойду-ка побегу по лесу обратно и снова попаду попу навстречу". Побежал, а у него оказались ножницы с собой, подрезал бороду, чтобы поп не узнал. А раньше ведь дороги были худые. Поп ехал очень тихо. Встречаются опять с попом, спрашивает:
– Куда, мужичок, идешь?
– Иду по свету, не возьмет ли кто в работники.
Поп говорит:
– Я еду работника искать, не пойдешь ли ко мне?
– Пойду, брат, – говорит.
– Как зватъ-то? – поп спрашивает.
– Звать Хомой.
– Не велела матушка брать работника по имени Хома.
Хома думает: "Как же теперь"? Опять расходятся: поп едет в одну сторону, Хома [идет] в другую. Идет Хома немного и думает: "Пойду попытаюсь третий раз попроситься к попу". Бежит обратно по лесу, остриг себе голову. Опять идет навстречу попу. Встретились, поп спрашивает:
– Куда, мужичок, идешь?
– Иду по свету, не возьмет ли кто в работники.
Поп говорит:
– Я еду работника искать, пойдешь ли ко мне?
– Пойду, братец.
Поп спрашивает:
– Как звать-то?
Он отвечает:
– Звать Хомой.
Поп говорит:
– Третий человек попадается навстречу, и всех звать Хомой!
А Хома отвечает попу:
– У нас, батюшка, всех мужиков звать Хомой.
Пап думает: "Тогда не стоит ехать дальше, а надо взять в работники этого мужика". Приезжают домой в погост. Попадья спрашивает у попа:
– Как зватъ-то работника?
Поп отвечает:
– Работника звать Хомой.
– Я ведь тебе не велела приводить работника по имени Хома.
Поп говорит:
– Три мужика попались навстречу, и всех звать Хомой, и этот Хома сказал мне: "У нас все Хомы", потому дальше и не поехал.
Стал Хома работать, работает хорошо. Попу понравился работник, и попадье понравился, а Хома – мужик не простой. К попадье ходит друг, дьякон. Ну, так как [поп] очень хорошо относится к Хоме, Хоме стало жалко попа. Думает Хома: "Изведу я этого дьякона, перестанет он к попадье ходить".
Наступает летняя пора, собирается поп с работником на покос. А попадья и дьякон говорят: "Вот теперь пойдет поп с работником на неделю на покос, потом хоть поживем своей волей". И уходит поп с работником на покос. Отходят с километр от деревни, работник и говорит попу:
– Батюшка, мы косить идем, а бруски дома остались! Надо сходить принести.
Поп говорит:
– Беги, братец, скорей принеси.
Идет Хома. Заходит потихоньку в сени, стал заходить в избу – на двери крючок. Слышит, уже дьякон там, стукнул в дверь, попадая говорит:
– Это Хома, наверно что-либо забыли, и пришел взять. Куда я теперь тебя спрячу? Спрятать тебя надо: вот лестница на чердак, лезь в корзину с пухом.
Попадья открывает дверь и спрашивает у Хомы:
– Что забыли?
Хома отвечает попадье:
– Батюшка велел – есть ведь на чердаке корзина, пух уже слежался и испортился – выбросить корзину в окно чердака.
И идет по лестнице, поднимается на чердак, берет корзину с пухом – еле вытряхнул через окно на улицу, а дом был двухэтажный. Дьякон плюхнулся вниз. Хоть пух и мягкий, но бок ушиб и едва заковылял. Хома говорит матушке:
– Вишь, до чего сгнил пух, вон какой червяк пополз!
Берет бруски и идет к попу, приходят на покос косить. А поп был простоватый, не знал, что его жена имеет дело с дьяконом. И Хома не рассказывает ему об этом случае. Косят неделю. Ночуют на покосе. В субботу приходят домой. Матушка встречает, баня истоплена, кормит, поит, спать укладывает. Наступает понедельник, опять собираются на покос. Теперь покос близко, за версту от деревни, и покос дьякона рядом с поповским. А в воскресенье Хома подслушивает разговор попадьи с дьяконом. Попадья говорит дьякону:
– Поп велит прийти в понедельник на покос с обедом, но я сначала отнесу им похуже еду, а потом приду к тебе на покос, принесу получше, только ты поставь метки, как на покос идти, чтобы поп не увидел.
Идут на покос, по пути Хома ставит метки, как попадья велела ставить дьякону. В полдень попадья приходит к перекрестку и смотрит, что есть метки, и говорит:
– Это на покос дьякона, а эта тропка на наш покос.
Берет что похуже, а лучшее оставляет тут и идет по тропинке, приходит, а там косит дьякон. Зовет его на опушку леса и говорит:
– Прости уж ты меня, вот по ошибке принесла тебе харчи похуже.
И оставляет дьякону. Возвращается обратно на тропку, берет получше еду – это теперь с горя надо отнести попу и работнику. Приходит на покос, подает еду попу и работнику. Поп ест и думает: "Десять лет с женой живу, такого обеда и в пасху не едал, а тут на покос принесла". Поели, отдохнули, опять идут работать. Вечером пошли домой, и попадья с ними. Переспали ночь, на следующий день идут сено убирать. Утром рано, день хороший. А попадья остается еще дома, опять обещается принести обед и прийти помогать. Отошли немного от деревни, Хома и говорит попу:
– Батюшка, пошли мы сено убирать, а грабли дома остались!
Поп говорит:
– Сходи, сынок, принеси.
Уходит Хома. Тихонечко заходит в сени и хочет в избу войти, а на двери крючок. Наверно, дьякон там. Стукнул в дверь, попадья говорит:
– Это Хома, наверно что-нибудь забыли. И куда же я теперь тебя спрячу? Очень уж хитер Хома, как бы не нашел он.
И велит дьякону раздеться. Дьякон раздевается. Попадья велит встать на стол. И стоять так, что если Хома откроет дверь в горницу и будет смотреть, чтобы не шевельнулся, с раскинутыми руками. Будешь как крест, а на кресте бог распятый. И открывает дверь Хоме, и спрашивает у Хомы:
– Что, Хома, забыли?
Хома отвечает:
– Хоть утро и погожее, но вечером может пойти дождь, вот батюшка и послал меня. Есть ведь в горнице на столе святой, ему поставить три раза по девять свечей и велел молиться, потом, может, весь день будет вёдро.
Хома говорит матушке:
– Дай свечи, я поставлю, и будем молиться.
И начал Хома свечи ставить, и нарочно капает воску на голые ноги, руки и все тело, и стали молиться. Молились с час времени. Больше дьякон не мог терпеть, заговорил. А Хома говорит:
– Смотри-ка, усердно как молились, так и бог ожил!
И потом дьякон говорит попадье:
– Теперь я больше к тебе не приду, пока не выгонишь этого работника прочь!
Потом попадья Хоме говорит:
– Много ли надо платить [за время], пока ты у нас работаешь? Отдам деньги!
Хома говорит:
– Надо триста рублей.
Попадья говорит:
– Раньше у нас был работник, проработал три года, взял только одну сотню, а тебе за неполный год надо триста!
Потом попадья и дьякон собирают остальные деньги и отдают триста рублей, и отправляют Хому прочь.
Возвращается Хома домой, покупает корову, лошадь, строит дом и больше не батрачит. Стал хорошо жить.